Пятница, 03.05.2024, 09:00
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с учителями

Психологическое просвещение учителей по теме «Современный ученик. Какой он. Особенности клипового мышления обучающихся»

Психологическое просвещение учителей по теме

 «Современный ученик. Какой он. Особенности клипового мышления обучающихся»

              Цель: познакомить учителей с понятием клипового мышления, определить особенности клипового мышления, определить методы и приемы способствующие применению особенностей клипового мышления учащихся в ходе учебных занятий.

Основной отличительной особенностью современного школьника является клиповое мышление, которое создает проблемы в обучении.

  Клиповое мышление - это направление в развитии отношений человека с информацией. Формируется такое мышление на протяжении многих лет.

Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.

Прообразы современных клипов появились в 20-е годы XX века. Первый музыкальный клип был снят в 1975 году английской рок-группой Queen на композицию «Богемская рапсодия». С этого момента началась история клипов, формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления.

Вскоре появился термин «клиповая культура». Термин был введен американским футурологом Элвином Тоффлером. Он рассматривал данное понятие как часть общей информационной культуры, которая формирует такие уникальные формы восприятия информации как зеппинг.

Зеппинг — это вид психологической зависимости, который приобрел человек, пользуясь пультом от телевизора. Зеппинг – это процесс, в ходе которого путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит обновление информации.

Сегодня это характерно для школьников, которые таким образом просматривают телевизор, интернет, журналы, книги и даже учебники, читая только заголовки.

Э. Тоффлер также ввел термин «блип-культура», («blip» – выброс сигнала), означающий фрагментарно-мозаичный характер представлений о мире.

Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде.

Постепенно в педагогике формируется новое понятие - клиповое мышление. В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением.

Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ, культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации.

Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

  • ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
  • потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно;
  • рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Появление клипового мышления во многом было обусловлено процессом глобализации, сложным процессом мировой интеграции стран. Это основано на потребности в объединении и возможности коммуникации с помощью перевода понятий на знаковый язык. Клиповое мышление путём упрощения и символизации позволяет воспринимать одни и те же понятия и образы носителями разных языков без перевода. Глобальное коммуникативное пространство заставляет культуры функционировать по его законам.

В конце 90-х годов XX века термин «клиповое мышление» вошел в педагогику и психологию.

В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

Признаки клипового мышления:

1.Клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление. Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.

4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным.

Формирование клипового мышления.

На начальной стадии процесс формирования клипового мышления происходит задолго до школы. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети.

Все эти каналы структуры используют приемы клиповой подачи информации. Это формирует у молодых людей новое визуальное восприятие и клиповое мышление.

 Психологи пришли к выводу, что клиповое мышление формируется под действием мотивов, которые существуют в новом информационном поле. Они провели исследование и выявили следующие виды мотивации учащихся:

1. Образовательный мотив – это поиск конкретной информации, подготовка докладов, лекций, сообщений и презентаций.

2. Познавательный мотив связан с получением новых знаний. Чаще всего школьники ищут информацию не в учебнике, а в какой-либо поисковой системе, используя Интернет.

3. Мотив общения характеризуется поиском новых знакомств, обретением нового круга друзей и единомышленников.

4. Мотив самоутверждения – в основе этого мотива лежат глубинные психологические явления: самооценка личности и уровень притязаний. Ученики доказывают себе и другим собственную состоятельность и ценность.

5. Мотив самореализации и развития личности. Ребята выкладывают свои творческие работы и получают за это оценки.

6. Мотивы личного общения приобретают анонимность, которая позволяет современному школьнику проявлять большую свободу высказываний и поступков, проявить нетипичное поведение.

 Основные формы мышления: понятие - суждение - рассуждение - умозаключение.

 Клиповое мышление, появившееся в современном мире, не укладывается в эту последовательность. Скорее всего, это быстрое и поверхностное мышление, на основе которого строится деятельность центральной нервной системы школьника.

Мозг не может быстро произвести действия по плану: внимание - восприятие - мышление - память - воображение - воспроизведение. При клиповом мышлении мозг действует по короткой схеме: внимание - кратковременная память. Основные формы мышления: понятие - суждение – рассуждение – умозаключение не формируются при получении информации в виде образов, фрагментов и кратких текстов.

Если не происходит мышление, то возникают проблемы с воспроизведением информации. Для сохранения и воспроизведения информации необходимо, чтобы была задействована долговременная память.   Переход кратковременной памяти в долговременную память обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. При восприятии информации в виде клипов долговременная память не формируется, что изменяет мыслительный процесс.

 Последовательность познавательных процессов призвана помочь уловить главное в бесконечном потоке информации, сориентироваться в обстановке и по возможности принять правильное решение, если развиты аналитические и синтетические способности и отвечающие за эти функции структуры мозга.

Учащийся оперирует клиповыми образами, меняющимися, как в калейдоскопе, и не использует мыслительные операции, связанные с аналитической деятельностью мозга. От этого нарушается последовательность сохранения осознанной информации, поскольку нет глубокого проникновения в суть понимания, осмысления, оценки, формирования отношения к воспринятой сенсорными системами информации.

Рекомендации по профилактике развития клипового мышления.

 Педагоги видят выход в формировании у учащихся равновесного мышления. Равновесное мышление – это развитие качества понятийного и клипового мышления одновременно, при полном балансе качеств линейного и нелинейного мышления. Равновесие мышления – это разум, потенциально имеющий неограниченные возможности. Равновесное мышление направлено на созидание.

Галина Алексеевна Берулава дает такие рекомендации педагогам:

1. Для школьников с интегральным стилем, нужно применять технологии обучения, построенные по принципу восхождения от абстрактного мышления к конкретному, от общего к частному. Необходимо делать опору на собственную познавательную активность школьника, с использованием дискуссий.

2. Для учеников же дифференциального стиля, обучение строится от частного к общему и направлено на обобщенное, логико-формализованное освоение материала, либо на основе его целостного познания, либо на основе ступенчатого, последовательного познания».

Рекомендации по организации образовательного процесса с учетом мышления современных школьников:

 гуманистический принцип, который объединяет цели развития школьника и его жизненные установки;

 принцип взаимосвязи теоретической и практической направленности педагогического процесса;

 принцип взаимодействия между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы и всей общественной жизнью;

 принцип научности, который сочетается с большим потоком информации;

 принцип наглядности в педагогическом процессе, который приводит к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

Особенности и приемы:

1. Школьник не способен долго концентрироваться на информации, при этом у него заметно снижается способность к анализу, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой информацией. Учитывающий педагогический прием: исследование объекта с разных сторон, а также практическое проведение в процессе занятий логического и сравнительного анализа свойств объекта.

2. Школьники мало читают и не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить пройденные темы. Смягчающий педагогический прием: неоднократное изучение объекта в различных контекстах; системный подход с исследованием объекта в различной связи.

3. Школьник в значительной степени теряет способность анализировать информацию. Педагогическое противодействие: подбор специального дидактического материала.

4. Информационная перегрузка школьника. Педагогическое противодействие информационной перегрузке: переключающие внимание приемы в процессе занятия.

5. При клиповом мышлении развивается многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать от темы занятий. Педагогический учет этого свойства клипового мышления: приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени.

6. Школьники не могут удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Рекомендуемый метод: чтение (естественно, не клиповой литературы) и закрепление прочитанного: обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Рекомендуется учитывать следующие аспекты:

1. Дети не виноваты, что они не любят читать книги.

2. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.

3. Невысокий уровень обученности учащихся связан не с тем, что школа плохая, а учителя непрофессиональные, а с тем, что материал в школе построен по линейному принципу. Вот и возникает разрыв между требованиями и желаниями.

4. Те ученики, которые по каким-то причинам не перестроились на клиповое мышление, учатся успешно в технических учебных заведениях, где преобладает линейное обучение.

5. Обладатели клипового мышления, оказываются перед трудностями, изучая точные предметы, которые неизбежно построены по линейному принципу: каждое новое понятие основано на предыдущем материале. Все понятия вместе требуют системного подхода. В силу клипового мышления ученики даже не понимают, чего от них хотят.

6. Нужны новые подходы для того, чтобы педагоги могли учить обладателей клипового мышления. Для этого требуются специальные исследования и разработки методики и дидактики, помогающие детям освоить приемы системного мышления, умения думать абстрактно.

Рекомендации по разрушению клипового мышления включают:

 специальные тренинги по концентрации внимания (таблицы для чтения и математики, отгадывания загадок, и т.п.);

 чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного;

 ограничение доступа к Интернету и другим средствам массовой информации;

 включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний;

 упрощение изучаемого материала (разбивание его на блоки);

 многократное повторение изученного материала.

 

Литература

1. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок //

2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. Москва. Высшая школа 2003.

3.  Горобец Т. Н. Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти.

4.Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию //

Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000.

5. Ухтомский А.А. «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». СПб. «Питер», 2002.

Категория: Работа с учителями | Добавил: psixolog (07.11.2022)
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar