Пятница, 17.05.2024, 06:31
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с учителями

Просветительское занятие для классных руководителей по теме "Агрессивное поведение подростков"

Просветительское занятие с элементами тренинга для классных руководителей

по теме «Психология агрессивного поведения подростков»

Подготовила педагог- психолог

Кузьмина Т.И.

         Цель: познакомить классных руководителей с особенностями агрессивного поведения подростков; особенностями проявления агрессивности в различных ситуациях, влиянием коллектива сверстников на подростка

Ход занятия

  1. Вступительное слово.

Агрессивное поведение один из центральных вопросов понимания человеческой природы.

Поведение в детстве, в подростковом возрасте позволяет, зачастую, довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Изучение влияний на становление агрессивности необходимо для разработки мер, приемов по её предотвращению. Повышенная агрессивность современных подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна подростковой преступности и увеличение числа несовершеннолетних, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

В процессе развития ребенка выделяют несколько возрастных кризисов, и одним из самых тяжелых считается подростковый кризис. Как известно, общение является ведущей деятельностью подростков, в которой формируются все важнейшие новообразования подросткового возраста, закладываются основные черты зрелой личности.

  1. Игра «Ассоциации к выражению «агрессивный подросток».

Педагог- психолог предлагает всем присутствующим высказать все слова, словосочетания, которые у них ассоциируются с выражением «Агрессивный подросток». Психолог все ответы учителей записывает на доске.

  1. Информационное сообщение «Агрессивное поведение».

Термин «агрессия» имеет разные значения. Социальные психологи до сих пор спорят по поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнения сходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различаться поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, единственная цель которого причинить боль, навредить или разрушить. Первое это напористость, второе – агрессия.

Баcс предложил следующее определение агрессии: «Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим».

Точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

По Фрейду, агрессия - отпрыск и главный представитель первичного позыва Смерти, разделяющий с Эросом господство над миром. Склонность к агрессии - первоначальная и самостоятельная предрасположенность людей, в которой культура, ограничивающая влечения, встречает наибольшее препятствие.

«Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Агрессивность устойчивая черта личности - готовность к агрессивному поведению. Её уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи и пр.» .

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также СМИ. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства

Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных путей обучения агрессии - СМИ. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов все еще не удалось выяснить степень влияния СМИ на агрессивное поведение.

  1. Мозговой штурм «Факторы, способствующие проявлению агрессивному поведению в школе» (работа в группах)

Педагог- психолог предлагает всем присутствующим подумать и обсудить в группах, какие факторы, по их мнению, способствуют проявлению агрессивного поведения подростков в школе. Далее каждая группа предлагает свои наработки.

  1. Информационное сообщение «Влияние коллектива сверстников на становление агрессивного поведения подростков»

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологической литературе нет единства. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Наиболее важным моментом психофизического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами: неустойчивостью эмоциональной сферы, особенностями высшей нервной деятельности, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения - наличие стремления к приобретению знаний и изменению себя. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я».

Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» - представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.

Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.

Важнейшим новообразованием подросткового возраста является формирование подростковой субкультуры, т.к. социальные изменения, происходящие в этом возрасте, создают разрыв между поколениями, способствуя возрастанию роли группы сверстников (и коллектива сверстников, в том числе) в процессе социализации подростков.

В целом, группа сверстников играет центральную роль в процессе социализации в подростковом возрасте, т.к. освобождение от родительского влияния происходит путем активного включения в жизнь сверстников. В принципе, влияние детской группы на процесс социализации начинается с возникновения контактов ребенка с другими детьми, но более всего это влияние важно в подростковом возрасте.

Часто подросток грустит, все валится у него из рук, он становится неразговорчивым, а порой просто грубым. Родители часто довольно бурно реагируют на такое состояние ребенка, читая ему нотации, наказывая его и т.д. Такое состояние может быть вызвано тем, что у подростка произошли какие-то конфликты со сверстниками или неблагополучно складываются отношения с ними. Отношения со сверстниками составляют «центральное ядро» его переживаний, волнений, тревог. Ведь, как мы уже говорили, общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным, можно сказать главной действующей силой развития и, кроме того, ведущим видом деятельности.

Общение со сверстниками дает подростку возможность «помериться силами, как физическими, так и духовными, оценить себя и других» [16]. Кроме того, общение со сверстниками делает жизнь подростка эмоциональнее и насыщеннее и, безусловно, интереснее. Итак, именно в среде, в коллективе сверстников формируется самооценка подростка, именно их оценка приобретает для него решающее значение. Заинтересованность во мнении сверстников возникает уже в конце младшего школьного возраста, и продолжает дальше расти. Для подростка самым тяжелым наказанием является не порицание и осуждение старших, а сверстников. Изолированность, отверженность ребенка от сверстников может вызвать с его стороны противоправные действия. Для этого возраста также характерно еще большее по сравнению с младшим школьным возрастом расслоение или поляризация детей по группам. Большинство подростков находятся в так называемых «средних» группах, но увеличивается количество детей в крайних группах, больше становится «звезд» и «отверженных» и меньше становится «изолированных». И этот факт является особенностью данного возраста.

Сверстники так могут изменить подростка, как никто другой. Они, иногда, могут и мешать подростку становится личностью, а иногда и наоборот, и во многом, как сложатся отношения ребенка со сверстниками зависит от родителей, и, в первую очередь, от их взаимоотношений с ребенком. И, по мнению Г.С. Абрамовой, общение с родителями в подростковом возрасте нельзя понимать как совсем не значимое для подростка. Большинство опрошенных школьников отмечали, что они испытывают острую   потребность в нерегламентированном общении с взрослыми, которые составляют ближайшее окружение. Например, были проведены такие эксперименты, результаты которых показали, что доверительное общение с родителями связано с проявлением пониженной тревожности, а регламентированность в общении - с повышенной тревожностью.

Специфика общения подростков со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщенны, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом и пр. В контактах со сверстниками отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослыми. Разговаривая со старшими, подростку чаще всего приходится использовать общепринятые высказывания и способы поведения. В общении же со сверстниками они более раскованны, говорят неожиданные слова, могут передразнивать друг-друга, проявляя творчество и фантазию и т.д.

Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия подростка, направленные на сверстника, более разнообразны.

У подростков может проявляться склонность к конкуренции, соревновательности (в связи со стремлением занять лидирующее положение в группе, коллективе сверстников), непримиримость в оценке товарищей. Подростки постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Подросток стремится привлечь внимание к себе.

  1. Обсуждение проблемных ситуаций

Все присутствующие обсуждают в группах предложенные ситуации. Затем каждая группа презентует свое решение данной конфликтной ситуации.

Ситуация 1. Молодая учительница литературы, войдя в 7-й класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь имею!", которое Сергей сопроводил характерным жестом и поклоном. Каким Вы видете решение этой ситуации.

Ситуация 2 Учитель природоведения сидит за столом и объясняет новую тему, покачиваясь на стуле. Неожиданно открывается дверь, в класс вбегает Петя и радостно сообщает, что школьный организатор дала ему билеты в цирк на Кио. В это время ломается ножка стула и учитель падает на пол. Весь класс заливается смехом. В ярости учитель требует у Пети дневник и выгоняет из класса за сорванный урок. Каким Вы видете решение этой ситуации.

Ситуация 3.

Классный руководитель в конце урока попросил Настю и Артема остаться подежурить. Прозвенел звонок - кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошел к учительскому столу с вопросами. Артем, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушел домой. На следующий день учитель оставил дежурить Артема одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артема взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушел домой. Каким Вы видете решение этой ситуации.

Ситуация 4. Прозвенел звонок на урок. 7-й класс у кабинета истории ожидал учителя. Когда тот подошел к двери и вставил ключ в замочную скважину, замок не открылся. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, он спросил: "И кто до этого додумался?" Ребята растерянно переглянулись.

"Надеетесь таким образом сорвать урок?" - накинулся он на ребят с обвинением. Ученики попробовали возразить, но учитель, не слушая, продолжал их обвинять, высказывать угрозы. Каким Вы видете решение этой ситуации.

  1. Подведение итогов.  Подводя итоги сегодняшнего занятия хочу познакомить с рекомендациями учителям по работе с агрессивными детьми.

Рекомендации  по работе с агрессивными детьми.

1.Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2.Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

  1. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
  2. Обсуждать поведение только после успокоения.

6.Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7.Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11.Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13.Сохранять спокойный эмоциональный тон.

  1. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.
  2. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  3. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
  4. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.)
  5. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
  6. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
  7. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Спасибо за внимание!

 

Категория: Работа с учителями | Добавил: psixolog (08.04.2020)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar