Пятница, 03.05.2024, 09:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с учителями

Особенности работы с учащимися при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Особенности работы с учащимися при подготовке

к ГИА и ЕГЭ

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

     Краткая психологическая характеристика

    Правополушарными таких детей называют условно, ведущим в них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но в них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие

при сдаче экзаменов

      Правополушарные дети могут испытывать трудности при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и ​​теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая трудности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарного детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, "левополушарного" по своей сути.

Стратегии поддержки:

       На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарного детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

  Во время экзамена. Правополушарного детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (задачах типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно из таких задач им следует начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (в задачи типа В и С).

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ

Краткая психологическая характеристика

   Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, распределением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ГИА и ЕГЭ синтетики могут испытывать трудности, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

 

Стратегии поддержки

        На этапе подготовки. Очень важно развивать в синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности - от общего к частному. При изучении каждой темы важно нее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Во время экзамена. В начале работы синтетика стоит ознакомиться с материалом в целом: пересмотреть имеющиеся задачи, быстро ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетика может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с обучением, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя "посмотреть, правильно ли они сделали". Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее тяжелой стороной ГИА и ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационные этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: "Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике".

Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: "Я здесь, я с тобой, ты не один".

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

           Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми задачами, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителей (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают трудности при любой экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче экзаменов, подобные дети испытывают дополнительные трудности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а это задача для неуверенных детей крайне сложно.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а затем переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных задач?").

Во время экзамена. Неуверенной ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься".

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЕТ НЕДОСТАТОК

ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как "невнимательных". Как показывает практика, у них очень редко имеют место искренние нарушения внимания. Гораздо чаще "невнимательны" дети — это дети с низким уровнем произвольности. В них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,

Основные трудности

ГИА и ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Психические функции формируются из-за наличия внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряют время, необходимое для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения) линейка, указывающая на нужную строку и т.д. Зря призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.

Во время экзамена. Таким детям нужна помощь в самоорганизации. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, что он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предыдущем этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

ПЕРФЕКЦИОНИСТ «ОТЛИЧНИК"

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, тщательностью. Если они выполняют задания, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционист очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) Оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя красивыми, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности

        ЕГЭ и ГИА для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица "Лучшее - враг хорошего". Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем задач, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационные этапе перфекционист можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

Во время экзамена перфекционист нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астенических детей - высокая утомляемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

      ЕГЭ и ГИА требует высокой работоспособности в течение достаточно длительного периода времени (3:00 и более). Поэтому в астенических детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеническими детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет отвечать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устала". Ребенок не притворяется, просто такие его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялась: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей следует получить консультацию в психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена астеничным детям нужно несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких "перемен" (отпустить в туалет и т.п.).

 

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. В них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанные. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают трудности в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с задачами, требующими высокой мобильности и перемикаемостi. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности

Процедура ЕГЭ и ГИА требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимного детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа "Не торопись". Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: "Сделал - проверь". Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ

Во время экзамена. Гипертимного детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: "Ты проверяешь то, что ты делаешь?"

ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудно переключаются с одного задания на другое. Они основательные и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

Основные трудности

Процедура ЕГЭ и ГИА требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудности для детей, застревают.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: "Тебе нужно решить 5 задач в час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

Во время экзамена. Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

 

АУДИАЛЫ  И КИНЕСТЕТИКИ

Краткая психологическая характеристика

Известно, что в человеке три основные модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). У всех людей одна из этих модальностей является ведущий, определяющий доминирующий способ получения и переработки информации. Обучение в школе обычно включает сопротивления на все три модальности (устный рассказ, наглядное пособие, практическая работа), что в целом позволяет усваивать программу детям всех трех групп.

Основные трудности

В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно), ГИА и ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей - аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Необходимо, чтобы дети данных категорий осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как они лучше усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Во время экзамена. Аудиалы могут воспользоваться языком, то есть очень тихо проговаривать задачи вслух. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под стол

Категория: Работа с учителями | Добавил: psixolog (21.02.2023)
Просмотров: 70 | Теги: ГИА и ЕГЭ. Психологическое сопровож | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar