Вторник, 07.05.2024, 15:22
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа педагога-психолога с детьми

Информация для учащихся по теме "Будем толерантными"

Будем толерантными

(Информация для учащихся)

Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, так оптимистично и жизнеутверждающее начинается когда-то очень популярная песня в нашей стране. Проживание в мире с окружающими предполагает наличие у каждого из нас таких качеств как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость. Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. К сожалению, сегодня у многих людей существует неприязнь к другой культуре, религии, образа жизни, убеждений. Также и в школах встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

Откуда берется в людях беспощадная агрессия, бессмысленная жестокость? Она образуется постепенно, капля по капле, отравляя душу. А начинается все с малого. Допустим, оскорбили человека, несправедливо наказали. Ему бы простить обиду, забыть ее скорее и дальше жизни радоваться, а он - нет. Начинает строить планы мести, развивать их. В общем, поселяется в человеке злопамятность. И так все дальше и дальше, по нарастающей. И вот наступает некий критический момент. И человек всю свою злость начинает вымещать на окружающих. Конечно, близкие сделают ему замечание. Он может одуматься и пересмотреть свои взгляды. А может озлобляться еще больше. Здесь рядом оказывается некий "сочувствующий" и такой, что "понимает", который доказывает, что действительно "все объединились против". И постепенно человек научается делать гадости: "Мне не нравится то-то, а ты должен поступить так-то ... Ведь ты же мне веришь, ведь я тебя понимаю!" Появляются "единомышленники", которые думают также. А если еще и выпивка то все ... Шаг к преступлению сделан.

 Приведу  ряд утверждений, которые помогут проверить вам себя на агрессивность. Если согласен с утверждением, то отвечай "да", не согласен - "нет"

• Я могу разозлиться так, что бить все подряд.

• Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.

• Я думаю, что большая часть плохих поступков однажды будет наказана.

• Если на меня кричат, я всегда кричу в ответ.

• Собака, не слушается, заслуживает удара.

• Я верю, что за зло можно отплатить добром и в соответствии с этим и действие.

• Я быстро теряю самообладание, однако так же быстро успокаиваюсь.

Если при ответах на вопросы у вас много «да», то стоит задуматься.

 На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантлив во многих областях, но, прежде всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность», которое объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождения, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском - это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, привязанность, терпение, расположенная в другие». В персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

Срок толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его действию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал в последних пяти - семи лет в себя все значения, собственно толерантности.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким различий. Понимание - это умение видеть другого, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

В 1996 году Генеральная ассамблея ввела ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, Ассамблея ООН предложила государствам-членам приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Проявлять толерантность, терпимость - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         Чтобы понять, что называем толерантностью, и чем она отличается от интолерантности нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

         В своем широком смысле слово «толерантность» (происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стремясь доказать свою исключительную правоту. В узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность - это способность организма без потерь переносить негативные воздействия внешней среды.

        Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? :

снисходительность к ошибкам других;

терпение;

чувство юмора;

отзывчивость;

доверие;

альтруизм;

терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.);

умение владеть собой;

доброжелательность;

умение не осуждать других;

гуманизм;

умение слушать собеседника;

любознательность

способность к сопереживанию.

       Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной (нетолерантной). Этих отличий достаточно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стремятся разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны винить других. Психологи обнаружили, что в толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем в интолерантными человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

2. Защищенность. Интолерантными человеку трудно жить в согласии не только с теми, кто их окружает, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантными человек считает, что события, происходящие от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении. Интолерантные лица делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, или нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не других. Такие люди стремятся к личному независимости больше, чем в принадлежности внешним институтам и авторитетам, поскольку им не нужно за кого-то прятаться.

6. Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные мысли о других людях.

7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм. Для интолерантной лица чрезвычайно важна общественная иерархия.

Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают большими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), А толерантные через свои личные особенности назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантных устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность за других, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободной личности, знающий  себя человек, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

        А путь выберешь ты?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ильин E.H. Искусство общения., Минск, 1987.

2. Карпегы Д. "Как оказывать влияние на людей", М., 1988.

 Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог., Питер, 1996.

Категория: Работа педагога-психолога с детьми | Добавил: psixolog (02.02.2023)
Просмотров: 96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar