Четверг, 02.05.2024, 07:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Занятие 69. Невербальные способы общения

План- конспект занятия кружка

Занятие № 69

Форма работы: информационный час

       Тема: Невербальные способы общения.

Невербальные средства общения являются дополнением речевого общения. Психологами установлено, что от 60 до 80% информации человек получает за счет невербальных средств общения. Невербальные средства помогают регулировать процесс общения, способствуют психологическому контакту между людьми, обогащают значения слов, используются для выражения эмоций и чувств.

С помощью невербальных средств общения передается отношение к партнеру, эмоциональное состояние, испытываемое при общении. Если вербальная коммуникация подконтрольна сознанию, то невербальные проявления в большей мере бессознательны. По этой причине имеет смысл обращать внимание на соответствие слов и жестов.

Выделяют пять видов невербальных средств общения:

  1. Кинесика – изучает внешнее проявление человека и включает в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанка, походка, позы), жесты, взгляд. 

Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Отсутствие мимики при общении ведет к потере информации. Показано, что при неподвижном лице докладчика теряется до 10-15% информации.

Улыбка является универсальным средством общения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но уже давно означает одобрение, доброжелательность.

Улыбка украшает человека, при встрече снимает настороженность первых минут, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению.

Люди улыбаются по-разному. Существует дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок.

Естественно, что следует помнить о том, что улыбка должна соответствовать ситуации.

«Контакт глаз» или визуальный контакт составляет также важную часть общения. Взгляд – первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть добрым, жестким, колючим, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д.

Имеет значение, куда направлен взгляд, длительность взгляда. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредотачиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы способствуем созданию серьезной атмосферы общения.

Если взгляд направлен на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта, создается атмосфера непринужденного межличностного общения.

Взгляд выражает отношение к собеседнику. Люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени от всего периода общения. При этом если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще.

Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда слушает. При агрессивных отношениях частота интенсивности взглядов резко увеличивается в момент говорения, а в момент слушания нарушается.

Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи.

Расширение зрачков свидетельствует об интенсивности чувств. Когда человек с особым вниманием и интересом воспринимает некий стимул, весь его организм активизируется. В частности, увеличиваются зрачки - это результат возбуждения симпатической нервной системы. Сужение и расширение зрачков не подчиняется сознанию, а поэтому их реакция очень четко показывает заинтересованность партнера в вас. Управлять взглядом можно, зрачками - нет. Расширение зрачков показывает усиление интереса к вам, о враждебности расскажет их сужение. Однако подобные явления необходимо наблюдать в динамике, потому что размер зрачка зависит также от освещенности.

Наблюдая за движениями зрачков, можно судить об особенностях обработки информации и обращения к памяти. Когда человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, то, по мнению психологов Д. Гриндера и Р. Бэндлера, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

  • Вверх и влево. Указывает на визуально созданные образы.

Если кого-то попросить представить себе «пурпурного буйвола», то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании «визуально созданного» пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Вверх и вправо. Указывает на визуально вспоминаемые образы.

Если спросить человека, «какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?», то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, «визуально вспоминая» цвет дома их детства.

  • Налево посередине. Указывает на слуховые создаваемые образы.

Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных, то, когда он будет думать о вопросе, «создавая слуховой образ» звука, которого никогда не слышал, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Направо посередине. Указывает на слуховые вспоминаемые образы.

Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернутся в этом направлении.

  • Вниз и влево. Указывает на вспоминаемые тактильные ощущения, запах и вкус.

Если кому-либо задать вопрос «Можешь ли ты вспомнить запах костра?», то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

  • Вниз и вправо. Указывает на диалог собственный.

Человек говорит то, в чем уверен.

Многие критики считают, что все вышеизложенное - чепуха. Но все это можно проверить. Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных.

Пантомимика – выразительные движения человека (изменения в походке, позах, жестах). По походке человека можно распознать эмоциональное состояние человека. Исследования показали, что большинство испытуемых с большой точностью по характеру походки человека определяли его эмоциональные состояния: гнев, гордость, счастье, печаль. Самая «тяжелая походка – при гневе, самая «легкая» – при радости.

В процессе наблюдения было выявлено, что при разговоре люди придают словам 7% значимости, интонации – 38%, мимике и жестам – 55%. Всего один жест может изменить смысл произнесенных слов.

В общении чаще всего встречаются виды жестов:

- жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;

- жесты самоконтроля – руки заведены за спину, при этом одна рука сжимает другую, или человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;

- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

- жесты расположения – прикладывание руки к груди, означающие честность, прерывистое прикосновение к собеседнику.

Частота и сила жестикуляции различна в различных культурах. По данным психологических исследований, в течение одного часа финны жестикулируют 1 раз, французы – 20 раз, итальянцы – 80, мексиканцы – 180.

Однако, как бы ни различались разные культуры, вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека растет интенсивность жестикуляции. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Например, кивок головой сверху вниз в русской культуре означает жест согласия. Болгарами этот же жест понимается как отрицание. Вместе с тем во всех культурах есть сходные жесты. Например, практически во всех культурах развернутые навстречу собеседнику руки демонстрируют доброжелательность.

Поза – это положение человеческого тела. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений.

В ходе общения выделают:

- открытые позы - воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта, характеризуют искренность и правдивость (открытые ладони рук, расстегнутый пиджак, руки и ноги не скрещены);

- закрытые или защитные - воспринимаются как позы недоверия, противодействия, критики (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, человек пытается закрыть переднюю часть тела);

- позы готовности – демонстрируют желание активных действий, а также энтузиазм в достижении цели (руки на бедрах; сидя на стуле, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги стоят так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед).

Если человек заинтересован в общении, он ориентируется на собеседника, наклоняется в его сторону. Если мало заинтересован – откидывается назад. Как правило, люди стремящиеся заявить о себе, стоят прямо, с развернутыми плечами, в напряженном состоянии. Тем людям, у которых нет необходимости подчеркивать свой статус и положение, свойственны более расслабленные и непринужденные позы.

Упражнение «Приемы невербального общения».

Предлагаю вам по очереди взять листик, на котором написан образец проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые мы используем. Условно их можно разделить на три группы:

1) не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;

2) нейтральные жесты, позы, мимика;

3) способствующие созданию доброжелательной атмосферы.

После того, как вы взяли листик, зачитайте написанное и предположите, к какой группе относится то или иное проявление невербальной коммуникации.

Правильные ответы:

1) жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы:

    • закрытые позы – при разговоре сидит в позе нога на ногу со скрещенными на груди руками; держит книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками;
    • взгляд сверху вниз;
    • пристальное разглядывание деталей одежды собеседника;
    • одна рука лежит на столе, другая – «подпирает» щеку;
    • машинальное рисование;
    • сидя на стуле, корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой;
    • постоянное поглядывание на часы;
    • постоянные вздохи;
    • руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола;
    • сжатые кулаки – признак гнева;
    • почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или области вокруг глаз – считают негативными, свидетельствующими об отрицательных ощущениях и мыслях; эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему;
    • «указующий» жест, который подразумевает беспрекословное требование; для некоторых такой жест, говорящий о превосходстве партнера, может быть обидным; рекомендуется заменить его жестом «вытянутая ладонь вверх или вниз».

2) нейтральные жесты, позы, мимика:

  • «бегающий» взгляд;
  • поза «нога на ногу»;
  • корпус откинут назад, тело полностью расслаблено;
  • руки за спиной;
  • застывшая поза.

3) жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы:

  • легкая улыбка на лице;
  • взгляд «глаза в глаза»;
  • руки на столе, жест «пирамида»;
  • легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику;
  • наклон головы вперед – выражение согласия;
  • открытые позы – раскрытые ладони, ноги и руки не скрещены; используются для того, чтобы казаться более приветливыми и доброжелательными;
  • зеркальные позы и жесты – свидетельствуют о взаимном понимании, о стремлении к конструктивному общению партнеров; зеркальные жесты не должны быть точным повторением движений партнера, их цель – подчеркнуть «присоединение» к собеседнику.

2. Экстралингвистика (речевые паузы, кашель, плач, смех, вздохи) и паралингвистика (громкость, тембр, ритм, высока звука, интонация).

Паралингвистические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, позволяют экономить языковые средства общения, дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания.

Большое значение имеют гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Большое значение имеют тон речи (то есть окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли) и тембр (окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность). Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.

  1. Такесика – изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатия, поцелуи, хлопанье по плечу, объятия, прикосновения).

В зависимости от возраста, пола и национальности норма для прикосновений при общении имеет свои различия. В любом случае, большинство прикосновений предназначено для близкого (дружеского или родственного) контакта.

  • Рукопожатие.

Изначально этот жест демонстрировал, что у человека нет ножа в руке, и появился он еще в Древнем Риме. Тогда было довольно распространенным явлением прятать кинжал в рукаве.

Поэтому, чтобы понять, с мирными ли намерениями пришел собеседник, таким образом ощупывали правую (обычно боевую) руку. Жест сохранился до нашего времени, но теперь он несет в себе символ дружбы и делового общения.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каж­дое из которых имеет свое символическое значение:

- ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает го­товность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье до­минирование признается;

- ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем­ление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль;

- ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует по­ложение равенства собеседников;

- рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, друже­любию, доверительности.

Упражнение «Истерика».

Игра способствует развитию синонимического ряда, скорости реакции, оттачивает навыки невербального общения, умения слушать.

Все участники пишут на небольших листочках по существительному, сворачивают эти листики пополам и сдают ведущему. Желательно, чтобы существительные были нарицательными и не слишком простыми. Аудитория разбивается пополам. От каждой половины вызывается желающий. Его задача за 20 секунд объяснить слово (словами, жестами), записанное на листочке своей команде. Нельзя использовать однокоренные слова и жестом указывать на предмет. Если время закончилось, а слово не отгадано, его возвращают в общую стопку. Игра продолжается до последнего слова. Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде. Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.

4. Проксемика – исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский психолог Эдвард Холл. Для обозначения пространственной организации общения он предложил использовать термин «проксемика» – близость.

Выделяют 4 пространственные зоны в общении:

- интимная (от 0 до 50 см) – расстояние общения близких людей. В данную зону разрешается проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, друзья), в этой зоне есть еще сверхинтимная подзона (0-15 см);

- личная (50-120 см) – в пределах этой зоны осуществляется каждодневное общение между знакомыми и приятелями;

- социальная (от 120 до 360 см) – используется при общении с малознакомыми людьми, при официальном общении;

- общественная или публичная (более 360 см) – используется при общении с большим количеством людей (лектор с аудиторией).

Люди с трудом терпят вторжения посторонних в интимную и персональную зоны. Хотя современная городская жизнь внесла ряд исключений (в общественном транспорте, на стадионе, в кинотеатре).

Это не значит, что в подобных условиях человек не испытывает дискомфорт, но он научился сдерживать внешнее проявление реакций.

  1. Ольфакторная разновидность - неприятные и приятные запахи окружающего мира, искусственные и естественные запахи человека.

Чтобы правильно трактовать невербальное общение, специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

- читать следует не отдельные жесты, а их совокупность;

- жесты следует трактовать в контексте их проявлений (руки скрещены на груди – при общении это недоверие, закрытость; при холодной погоде – человек замерз);

- необходимо учитывать национальные особенности;

- при прочтении жестов не приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку;

- помнить о формально-ролевом общении (если человек играет роль высокомерного, то и жесты будут использоваться соответствующие);

- учитывать факторы здоровья (к примеру, у близоруких людей зрачки расширены, у дальнозорких – сужены).

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (09.05.2023)
Просмотров: 81 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar