Четверг, 02.05.2024, 08:56
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Занятие 65. Способ преодоления конфликтов.

План- конспект занятия кружка

Занятие № 65

Форма работы: информационный час

Тема: Опыт преодоления конфликтов.

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Рассмотрим некоторые положительные функции конфликта:

- конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременное выявление и разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

- в открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

- конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;

- в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

- конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде;

- внешний конфликт укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей;

- внутренний конфликт выявляет неформальных лидеров, а также позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

Конфликт несет в себе и негативные функции:

- он ведет к беспорядку и нестабильности;

- общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

- борьба ведется насильственными методами;

- следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

- возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным конфликтам можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Происходит взаимодействие, вызывающее столкновение мнений.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Внешние проявления: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Переход к активным действиям в форме заявления, предупреждения и т.п., направленным на нанесение ущерба «противнику».

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

5. Разрешение конфликта.

Основные фазы конфликта: начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада (таблица).

Таблица

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможность разрешения конфликта

Начальная фаза

 

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации

92 %

Фаза подъема

 

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46 %

Пик конфликта

 

Развитие открытого конфликта

Менее 5 %

Фаза спада

 

 

Около 20 %

 

Стадии и стили конфликта

I стадия конфликта – конфликтная ситуация. Она складывается постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытых столкновений дело еще не доходит. Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта.

II стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т.е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент. Психологи К. Томас и Р. Килменн определяют пять стилей поведения в конфликтной ситуации:

1. Cтиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путем подавления другого. В результате – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;

2. Стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадежность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большой властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;

3. Стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестает отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;

4. Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;

5. Стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

 Стили или стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта.

Ни одна из рассмотренных стратегий не может быть эффективной во всех без исключения ситуациях, и ни одна из них не может быть выделена как лучшая. Важно эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Для того чтобы конфликт не зашел в тупик, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо учиться находить, что стало причиной и поводом для возникновения конфликтных ситуаций, определять, какие шаги привели к усугублению или разрешению проблемы, понимать, как повлиял конфликт на дальнейшие отношения между его сторонами. Необходимо также учиться выбирать и комбинировать стратегии поведения в зависимости от стадии конфликта, от целей его участников и их индивидуальных психоэмоциональных особенностей.

Способы конструктивного разрешения конфликта

Задача участников конфликта – не уходить от него, а контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решать. С этой целью рекомендуется строить общение с соперником следующим образом:

1. Прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций. Снять свое собственное эмоциональное раздражение помогут следующие приемы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект; вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное выслушивание, предоставление возможности другому «выпустить пар», демонстрация его состояния.

2. Высказывания, передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это помогает увидеть и понять ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне.

3. Далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения).

4. Проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли ее добиваться?

5. Пригласите своего противника к совместному решению проблемы.

6. Определите свое видение проблемы и возможные пути ее решения.

7. Побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения.

8. Попытайтесь найти взаимовыгодное решение.

Постарайтесь придерживаться данной логики разрешения конфликта не только тогда, когда вы являетесь одним из его участников, но и тогда, когда вы выступаете посредником в разрешении столкновения между другими.

В тексте занятия использовались материалы. Т. Гридневой с сайта «Инфоурок» https://infourok.ru/puti-preduprezhdeniya-i-preodoleniya-konfliktov-1823627.html

 

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (22.04.2023)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar