Пятница, 17.05.2024, 07:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Занятие 57. Осознание необходимости самореализации.

План- конспект занятия кружка

Занятие № 57

Форма работы: информационный час

Тема: Осознание необходимости самореализации.

Самореализация — это процесс постоянного развития личности, который предполагает непрерывное повышение уровня мастерства в чем-либо, когда человек полностью отдается процессу, справляется с задачами самостоятельно и получает чувство наивысшего удовлетворения.

Как и любое комплексное явление, самореализация человека - это не просто желание или намерение, оно зависит от разных условий, и умения человека создавать такие условия.

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

 

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

- объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;

- принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;

- социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

Профессиональная самореализация начинается уже в трудовом обучении, при ознакомлении учащихся с базовыми способами технологического освоения действительности, в процессе социально-педагогических проб. Затем вы включаетесь в процесс дифференцированного обучения по интересам, можете получить начальное профессиональное образование, осуществить некоторые начальные профессиональные пробы.

Существуют следующие уровни перехода личности от самоопределения к самореализации.

1. Уровень неопределённости: отсутствие выбора и ориентации на самоопределение. Человек не сделал своего выбора, не осознал необходимость обдумать своё будущее.

2. Уровень предрешённости: подчинение какому-либо из побочных факторов самоопределения — решению родителей, мнению приятелей, традициям, моде и т.п.

3. Уровень самоопределения: самостоятельный поиск и выбор варианта своего профессионального будущего, а также позиций в личностной сфере, семейных отношениях, в учебной работе.

4. Уровень самоактуализации: переход от поиска себя к стремлению выразить себя в значимой сфере, осуществить свои возможности и потенции.

Самоактуализирующаяся личность — такая личность, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению/ развитию и реализации своих возможностей.

5. Уровень самореализации: означает не только стремление, а деятельность, поступки в избранные направлениях, осуществление социальных проб по реализации своих способностей. Это утверждение ценностей, заключённых в многочисленных гранях Я-концепции личности.

Эти уровни развития осваиваются личностью крайне неравномерно. Некоторые из вас могут навсегда остаться неспособными сделать выбор или пойти по пути предрешённой, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

Материалы занятия составлены с использованием материалов сайта "Психология и психиатрия" https://psihomed.com/samorealizatsiya/

Занятия  Г.И. Полуботко " От самоопределения к самореализации"

 

 

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (25.03.2023)
Просмотров: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar