Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа |
Занятие № 2 Форма работы: информационный час Тема занятия: «Отрасли современной психологии». Отрасли психологии. Современная психология представляет собой широко развёрнутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Методологической основой психологии является – философия. Так особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается разными отраслями психологии: - детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека; - социальная психология изучает социально – психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей; - педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Так же выделяют: - психологию труда; - инженерная психология; - авиационная, космическая психология; - медицинская психология; - юридическая психология; - военная психология и т.д. Т.о. для современной психологии характерен процесс дифференциации. Порождающий, значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли, которые не редко далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (техническими – через инженерную, общественными – через педагогику и социальную психологию, с естественными – через зоопсихологию и т. д.). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, не как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все эти науки, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человека познания.
Физиологические основы психики. Психика есть свойство мозга. Человек может отражать в своём сознании («субъективно») внешнюю действительность только с помощью мозга, только потому, что у него имеется высокоразвитая нервная система, обеспечивающая необходимые для этого сложнейшие физиологические процессы. Для правильного понимания физиологических основ психики существенное значение имеет вопрос о взаимодействии организма и внешней среды. Ошибочно рассматривать организм как самодовлеющий, подчинённый в своих отправлениях закономерностям, обусловленным якобы только его собственным строением. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М. Сеченов). Организм и окружающая его среда всегда представляют собой определённое единство. Однако это взаимодействие нельзя понимать упрощённо, как только ответные действия организма на внешние раздражения, определяющие собой эти действия. По учению И.П.Павлова, живой организм является очень сложной системой, обладает особыми специфичным для него строением и присущим этому строению внутренними формами жизнедеятельности самого организма. Психическая деятельность осуществляется посредством множества физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие - преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д. Вся эта сложная работа обеспечивает активную организацию организма в среде. Нервная система функционирует как единое целое и функциональная организация человеческого мозга по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия) включает три основных блока: I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах головного ствола); II – блок приёма, переработки и хранения информации (включает задние отделы обеих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы головной коры); III – блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие и сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере кожной чувствительности, теряется чёткость движений. Поражение III блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений. Тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённых её областей. Так, управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений (ходьба, бег) - стволовой частью мозга и мозжечком. В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям. Многочисленные клинические данные показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечёт за собой ряд нарушений в личностной сфере человека. Важнейший орган психической деятельности – кора головного мозга, обеспечивающая сложную психическую деятельность человека. Вся поверхность полушарий может быть разделена на несколько больших областей, имеющих неодинаковое функциональное значение. Так, анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры, слуховых – в височной, осязательных – в теменной и т.д. Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов. Каждый анализатор включает три основные части:
Познавательные психические процессы.
Тест «Какой вы психолог?» (Московина Л. Энциклопедия психологических тестов) http://rodn-i-k.narod.ru/testes/t_psi.html | |||||||||||
Просмотров: 168 | |
Всего комментариев: 0 | |