Четверг, 03.07.2025, 02:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Занятие 11. Творческие способности

План – конспект занятия кружка

Занятие № 11

Форма работы: информационный час

Тема занятия: «Творческие способности».

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний. Умений не сводятся. Иногда человек, изначально что-то неумевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезычйно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сводятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, в школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями4 как его будут обучать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие усилия. Например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком. Хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Как писал Д.И. Менделеев: «… Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следовательно, никогда не позволяй себе что-то делать «спустя рукава».

Высшую степень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо ложную деятельность. Так же, как и способности, талант представляет собой возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Как любил говорить Эдисон: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Поверим ему как человеку высокого творческого труда.

Способности можно подразделить на два вида:

  1. Природные (естественные) способности в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками.
  2. Специфические человеческие способности. Они подразделяются на:

А) общие и специальные;

Б) теоретические и практические;

В) учебные и творческие;

Г) коммуникативные.

Я хотела бы остановиться более подробно на творческих способностях. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт – это всегда в большей или в меньшей степени прорыв в неизвестность, выход из тупиковой ситуации, таким образом, то появляются новые возможности в развитии, - будь то собственное личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.

 Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта (который консолидируется в умениях, знаниях и навыках); постановка задачи; проработка всех возможных решении. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать, как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое является истинным решением данной задачи. Помните знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие знаменитого закона Архимеда явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой.

Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшихся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.

Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity – дословно: творческость), произошло не так давно и связанно с именем Гилфорда. Он выделил четыре основных понятия креативности:

  1. оригинальность – способность продуцировать необычные ответы;
  2. продуктивность – способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость – способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
  4. способность усовершенствовать объект, добавляя его деталями.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

В отличие от интеллектуалов, которые могут решать, хотя сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативные способны видеть и ставить проблемы.

Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явления в иной, творческой перспективе. Другие высказывают точку зрения о том, что неспособность сознания быть творческим связанно с тем, что оно логично и ограниченно строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.

Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего.

Мини – тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления.

А) Предлагаю вам решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?

( Правильный ответ : Путники подошли  к разным берегам реки, и сначала переправился один, а затем другой).

-Вы увидели, что задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы (»Двое подошли к реке»), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

Творчество стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношениям к ним и творческие решения, по-видимому, чаще приходят в момент релаксации, рассеивании внимания, а не в момент сосредоточения над проблемой. Известен пример со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым, который увидел периодическую таблицу химических элементов во сне.

Упражнение на развитие творческих способностей.

  1. Нестандартное использование предметов.

- В течение 3 минут придумайте как можно больше нестандартных способов использования обычного предмета. Свои варианты нумеруйте и записывайте на листочке. Итак, этот предмет – газета (кирпич, линейка, веревка и т.д.)

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (05.10.2022)
Просмотров: 125 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar