Пятница, 17.05.2024, 09:36
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Разработка занятия по теме "Общие и специальные способности"

План занятия кружка «Юный психолог»

Тема: «Способности и выбор профессии».

Занятие № 62

Тема занятия: Общие и специальные способности

Разницу достижения успехов людей, оказавшихся в одинаковых условиях, объясняют степенью развития способностей человека. Там, где один человек достигает высшего уровня мастерства, другой, при всем своем старании, лишь определенного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть лишь человек с определенными способностями.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение, имеет разные трактовки. Под способностями понимают:

  • совокупность всевозможных психических процессов и состояний;
  • высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;
  • задатки, анатомо-физиологические основания быстрого и эффективного приобретения умений, навыков, способствующих успешному выполнению различных видов деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б. М. Теплов. 

Основные положения его теории:

  1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Например: для музыканта — это не длинные пальцы рук, а прежде всего музыкальный слух, чувство ритма.
  2. Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.

Нередко способности бывают не замечены и не оценены по достоинству. Например, Сурикову В. И., способному, но не обладавшему из-за отсутствия обучения графическими навыками, на экзамене инспектор Академии художеств сказал:

«За такие рисунки вам даже ходить мимо Академии надо запретить».

Н. В. Гоголь, по мнению учителей начальной школы, был не способен к изучению русского языка. Великий физик И. Ньютон считался неуспевающим учеником, пока не заинтересовался математикой и физикой.

Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности — прижизненное образование, имеющее врожденную основу. При отсутствии задатков тех или иных способностей их дефицит может быть восполнен за счет интенсивного развития других.

Многие из природных способностей являются общими для человека и животных. В качестве таковых могут выступать познавательные процессы: восприятие, память, мышление. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Формируются при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Например, дрессировка животных для цирковых артистов.

Итак, когда мы говорим о способностях, то имеем в виду способности к чему-либо определенному — к математике, литературе, музыке и т. д. Любая способность есть способность к какой-либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности.

Способности делятся на элементарные и сложные:

  • Элементарные (простейшие) способности- это способности , связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи , звуки , цвета) . Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные  способности – это способности различной деятельности , связанной с человеческой культуры. Например : музыкальные, художественные, математические и  др. Такие способности называют  социально обусловленными , т. к. они не являются врожденными  .

 Способности человека можно разделить на специальные и общие:

  • Специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).
  • Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и

т. д.).

По некоторым  данным способности делят на 6 основным  категориям:

  • Теоретические способности –это способности , которые обусловливает склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению , а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности –это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи , связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.
  • Учебные способности- это способности , определяющие успешность обучения , усвоения знаний , навыков и умений.
  • Творческие способности – это  способности , определяющие умение человека создавать предметы духовной  и материальной культуры , а также влияющие на производство новых идей , совершений открытий и т .  п.
  • Коммуникативные способности –это способности , которые включают в себя знания , умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием , установлением контактов , налаживание связей , нахождением общего языка, расположением к себе и взаимодействием на людей.
  • Предметно-деятельностные способности –это способности , определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.

Вопросы для размышления:

  1. Какие способности нужны для инженера?
  2. Какие по Вашему мнению нужны способности по выбранной Вами профессии?
Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (08.04.2020)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar