Суббота, 27.04.2024, 14:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Работа с детьми с ОВЗ » Учителям о работе с детьми с ОВЗ

Разработка семинара для учителей по работе с детьми с ОВЗ по теме "Все дети разные. Все дети равные"

Семинар для  учителей, которые работают

 с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

«Все дети разные, все дети-равные»

Цель: познакомить учителей с понятием ОВЗ, с категориями учащихся, которые  к ним относятся, закрепить знания о видах и формах коррекционных упражнений, которые можно применить  в работе с детьми  с ОВЗ; отработать на практике навыки использования коррекционных упражнений  в ходе преподавания  отдельных дисциплин и на разных этапах урока. 

Структура семинара:

ВИД РАБОТЫ

Ориентиро-

вочная длительность

Необходимое оборудование

1

Приветственное слово

 3 минуты

 

2

Ассоциативный ряд к понятию «Дети с ОВЗ»

7 минут

Флипчарт, лист А-1,маркеры

3

Информационное сообщение

«Дети  с ограниченными возможностями здоровья. Категории этих детей»

5 минут

Мультимедийная презентация

4

Просмотр мультфильма

«Кастрюлька Анатоля». Обсуждение мультфильма.

8 минут

Мультфильм

5

Информационное сообщение «Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ».

7 минут

Мультимедийная презентация

6

Работа в группах

10 минут

Раздаточные карточки, листы бумаги, ручки.

7

Подведение итогов

5 минут

 

 

Ход семинара.

  1. Приветственное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на семинаре мы будем обсуждать вопросы, связанные с обучением учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для всех присутствующих эта тема очень актуальна, потому что все Вы работаете с детьми, которые обучаются в нашем образовательном учреждении по адаптированной или основной  общеобразовательной программе по индивидуальной форме обучения. А также потому, что с каждым годом увеличивается количество с различными особенностями  здоровья и нам нужно узнать, как правильно работать с ними, развивать их способности, находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

  1. Ассоциативный ряд к понятию «Дети с ОВЗ».

Учителям предлагается подумать и назвать свои ассоциации к такому определению «Дети с ОВЗ». Педагог- психолог записывает все ответы на флипчарте.

  1. Информационное сообщение «Дети  с ограниченными возможностями здоровья. Категории этих детей»

  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Обучение таких детей происходит на основании основных  государственных и международных документов:

  • Декларации ООН о правах ребенка
  • Конвенции ООН о правах ребенка
  • Декларации ООН о правах инвалидов
  • Конституции ДНР
  • Закона ДНР о социальной защите инвалидов
  • Государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

К детям, имеющих ограниченные  возможности здоровья относятся такие категории детей:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
          • дети с умственной отсталостью
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения  и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Все эти дети, с какими бы особенностями здоровья, они не были, очень хотят учиться, общаться  другими людьми и быть принятыми в обществе. Наша цель помочь им в этом.

  1. Просмотр мультфильма «Кастрюлька Анатоля»

Для того, чтобы лучше понять как помочь детям социализироваться в современном обществе, мы посмотрим сейчас мультфильм «Кастрюлька Анатоля», потом обсудим увиденное.

   Обсуждение мультфильма по вопросам:

  1. Каким перед нами предстал Анатоль в начале мультфильма?
  2. Чувствовал ли он себя принятым другими людьми?
  3. Что изменилось после встречи  Анатоля с женщиной?
  4. Чему нас учит этот мультфильм?
  5. Информационное сообщение «Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ».

В работе с детьми с ограниченными возможностями  здоровья необходимо придерживаться общих  принципов и правил коррекционной работы, которые представлены на слайдах презентации.

Общие принципы и правила коррекционной работы:
1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

В работе с детьми с разными ограничениями здоровья используются коррекционные упражнения, которые направлены на:

1 Развитие  артикуляционного аппарата;

2. Развитие моторики;

3. Развитие психических процессов;

4. Развитие познавательной деятельности;

5. Ориентировке в пространстве;

6. Развитие фонематического слуха.

Сейчас, я немного остановлюсь на отдельных упражнениях:

- Для развития активности используются игры «Поводырь», «Догонялки»;

- Для различения цвета, формы, величины (назови фигуру по указанию);

- Для развития восприятия и воображения. Игра «Зашифрованный рисунок», «Сложи узор», « «Графический диктант»;

- Для развития  внимания «Корректурная проба», «Таблица Шульте», «Не пропустите ошибку»;

- Для развития памяти «Запомни слова», «Найди отличия»;

Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений (быстро выйти из-за стола, сказав свое имя, быстро поднять какой- то предмет).

- Для развития зрительного восприятия «Лабиринт», «10 отличий»

 6. Работа в группах.

Каждая  группа, которая состоит из 3-4 человек, получает карточку с описанием ребенка с ОВЗ.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую коррекционную работу целесообразно проводить  с  этим обучающимся на уроке?
  • На каких этапах урока Вы будете применять  коррекционные упражнения?
  • Приведите примеры  использования коррекционных упражнений  на уроках по Вашим предметам

Время обсуждения 4-5 минут. Презентация наработки группы.

    Карточка 1.

Ваш ученик Федя Р, у него умеренная умственная отсталость. Мышление конкретное. Словарный запас ограничен и включает узкий круг обиходных слов.  Отмечается снижение всех психических функций.  Доступны навыки  самообслуживания. К самостоятельному труду не способен.

  Карточка 2.

Ваш ученик Петя К. у него задержка  психического развития. Внимание неустойчивое, имеются трудности концентрации, отвлекаем. Работоспособность низкая, истощаем. Мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация плохо развита, что существенно влияет на формирование письма. Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивно, повышена двигательная и аффективная возбудимость.

  Карточка 3.

Ваша ученика Лена Ф. У нее аутизм. Избегают взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают  постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи, ручку самостоятельно не держит, пишет только с помощью. Читает по слогам. При большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно неупотребление личных местоимений: говорит о себе во втором или третьем лице. Преобладают математические способности.

 Карточка 4.

Ваша ученица Вера Ю. у нее ДЦП. Передвигаются с помощью ортопедических приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. Наблюдается существенные трудности пространственного анализа и синтеза, трудности словесного отражения пространственных отношений. Не может усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Нарушена тактильная чувствительность. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма.

Карточка 5.

Ваш ученик Леша Д. у него снижено  зрение.  Не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения.  Высокий уровень интеллектуального развития. Низкий уровень работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

 Карточка 6.

Ваша ученица Вика М., у нее отмечается резкое снижение слуха. Трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Снижена полнота зрительного восприятия. Развитая, грамматически и лексически правильная речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

  1. Подведение итогов семинара.

Педагог- психолог предлагает  всем участникам продолжить предложение и по очереди  озвучить свое продолжение

«На семинаре мне было….., я узнал………, в своей педагогической деятельности  я буду использовать…..»

Подводя  итоги семинара, я хочу  поблагодарить Вас всех за участие и активность, надеюсь, что Вы будете использовать  в своей педагогической деятельности коррекционные упражнения, о которых шла речь на семинаре.

Спасибо за внимание!

 

Категория: Учителям о работе с детьми с ОВЗ | Добавил: psixolog (07.04.2021)
Просмотров: 132 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar