Главная » Статьи » Работа с детьми с ОВЗ » Учителям о работе с детьми с ОВЗ |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР с элементами тренинга для учителей-предметников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья Цель семинара: содействие повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательной организации. Задачи семинара:
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный дидактический материал, карточки-ситуации, флипчарт магнитный для интерактивной работы участников семинара. Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на семинаре мы будем обсуждать вопросы, связанные с обучением учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для всех присутствующих эта тема очень актуальна, потому что все Вы работаете с детьми, которые обучаются в нашем образовательном учреждении по адаптированной или основной общеобразовательной программе по индивидуальной форме обучения. А также потому, что с каждым годом увеличивается количество с различными особенностями здоровья и нам нужно узнать, как правильно работать с ними, развивать их способности, находить к каждому ребенку индивидуальный подход.
Учителям предлагается подумать и назвать свои ассоциации к такому определению «Дети с ОВЗ». Педагог- психолог записывает все ответы на флипчарте. 3. Информационное сообщение «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Категории этих детей» Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Обучение таких детей происходит на основании основных государственных и международных документов:
К детям, имеющих ограниченные возможности здоровья относятся такие категории детей:
Все эти дети, с какими бы особенностями здоровья, они не были, очень хотят учиться, общаться другими людьми и быть принятыми в обществе. Наша цель помочь им в этом.
Для того, чтобы лучше понять как помочь детям социализироваться в современном обществе, мы посмотрим сейчас мультфильм «Кастрюлька Анатоля», потом обсудим увиденное. Обсуждение мультфильма по вопросам:
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо придерживаться общих принципов и правил коррекционной работы, которые представлены на слайдах презентации. Общие принципы и правила коррекционной работы: 1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. В работе с детьми с разными ограничениями здоровья используются коррекционные упражнения, которые направлены на: 1 Развитие артикуляционного аппарата; 2. Развитие моторики; 3. Развитие психических процессов; 4. Развитие познавательной деятельности; 5. Ориентировке в пространстве; 6. Развитие фонематического слуха. Сейчас, я немного остановлюсь на отдельных упражнениях: - Для развития активности используются игры «Поводырь», «Догонялки»; - Для различения цвета, формы, величины (назови фигуру по указанию); - Для развития восприятия и воображения. Игра «Зашифрованный рисунок», «Сложи узор», « «Графический диктант»; - Для развития внимания «Корректурная проба», «Таблица Шульте», «Не пропустите ошибку»; - Для развития памяти «Запомни слова», «Найди отличия»; Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений (быстро выйти из-за стола, сказав свое имя, быстро поднять какой- то предмет). - Для развития зрительного восприятия «Лабиринт», «10 отличий» 6. Работа в группах. Каждая группа, которая состоит из 3-4 человек, получает карточку с описанием ребенка с ОВЗ. Вопросы для обсуждения:
Время обсуждения 4-5 минут. Презентация наработки группы. Карточка 1. Ваш ученик Федя Р, у него умеренная умственная отсталость. Мышление конкретное. Словарный запас ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Доступны навыки самообслуживания. К самостоятельному труду не способен. Карточка 2. Ваш ученик Петя К. у него задержка психического развития. Внимание неустойчивое, имеются трудности концентрации, отвлекаем. Работоспособность низкая, истощаем. Мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация плохо развита, что существенно влияет на формирование письма. Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивно, повышена двигательная и аффективная возбудимость. Карточка 3. Ваша ученика Лена Ф. У нее аутизм. Избегают взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи, ручку самостоятельно не держит, пишет только с помощью. Читает по слогам. При большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно неупотребление личных местоимений: говорит о себе во втором или третьем лице. Преобладают математические способности. Карточка 4. Ваша ученица Вера Ю. у нее ДЦП. Передвигаются с помощью ортопедических приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. Наблюдается существенные трудности пространственного анализа и синтеза, трудности словесного отражения пространственных отношений. Не может усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Нарушена тактильная чувствительность. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Карточка 5. Ваш ученик Леша Д. у него снижено зрение. Не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения. Высокий уровень интеллектуального развития. Низкий уровень работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Карточка 6. Ваша ученица Вика М., у нее отмечается резкое снижение слуха. Трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Снижена полнота зрительного восприятия. Развитая, грамматически и лексически правильная речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. 7.Подведение итогов семинара. Педагог- психолог предлагает всем участникам продолжить предложение и по очереди озвучить свое продолжение «На семинаре мне было….., я узнал………, в своей педагогической деятельности я буду использовать…..» Подводя итоги семинара, я хочу поблагодарить Вас всех за участие и активность, надеюсь, что Вы будете использовать в своей педагогической деятельности коррекционные упражнения, о которых шла речь на семинаре, а также хочу предложить рекомендации по работе с детьми разных категорий. Рекомендации учителям по работе с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП)
Рекомендации учителям по работе с детьми с гиперактивностью и дефицитом внимания (нарушение поведения)
Рекомендации учителям по работе с детьми с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)
Задача педагога - предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер • одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.
Литература: 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8. 2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6. 3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. 4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251. | |
Просмотров: 49 | |
Всего комментариев: 0 | |