Суббота, 27.04.2024, 09:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Работа с детьми с ОВЗ » Учителям о работе с детьми с ОВЗ

Материалы просветительского семинара по теме " Особенности работы с детьми с ОВЗ"

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР

с элементами тренинга для учителей-предметников,

работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель семинара: содействие повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательной организации.

Задачи семинара:

  • - познакомить учителей с понятием ОВЗ, с категориями учащихся, которые  к ним относятся;
  •  закрепить знания о видах и формах коррекционных упражнений, которые можно применить  в работе с детьми  с ОВЗ;
  • отработать на практике навыки использования коррекционных упражнений  в ходе преподавания  отдельных дисциплин и на разных этапах урока;

Оборудование: мультимедийный комплекс,  раздаточный дидактический материал, карточки-ситуации, флипчарт магнитный для интерактивной работы участников семинара.

Ход семинара

  1. Приветственное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня на семинаре мы будем обсуждать вопросы, связанные с обучением учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для всех присутствующих эта тема очень актуальна, потому что все Вы работаете с детьми, которые обучаются в нашем образовательном учреждении по адаптированной или основной  общеобразовательной программе по индивидуальной форме обучения. А также потому, что с каждым годом увеличивается количество с различными особенностями  здоровья и нам нужно узнать, как правильно работать с ними, развивать их способности, находить к каждому ребенку индивидуальный подход.

  1. Ассоциативный ряд к понятию «Дети с ОВЗ».

Учителям предлагается подумать и назвать свои ассоциации к такому определению «Дети с ОВЗ». Педагог- психолог записывает все ответы на флипчарте.

3. Информационное сообщение «Дети  с ограниченными возможностями здоровья. Категории этих детей»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Обучение таких детей происходит на основании основных  государственных и международных документов:

  • Декларации ООН о правах ребенка;
  • Конвенции ООН о правах ребенка;
  • Декларации ООН о правах инвалидов;
  • Конституции ДНР
  • Закона ДНР о социальной защите инвалидов
  • Государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

К детям, имеющих ограниченные  возможности здоровья относятся такие категории детей:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
          • дети с умственной отсталостью
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения  и общения;
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Все эти дети, с какими бы особенностями здоровья, они не были, очень хотят учиться, общаться  другими людьми и быть принятыми в обществе. Наша цель помочь им в этом.

  1. Просмотр мультфильма «Кастрюлька Анатоля»

Для того, чтобы лучше понять как помочь детям социализироваться в современном обществе, мы посмотрим сейчас мультфильм «Кастрюлька Анатоля», потом обсудим увиденное.

Обсуждение мультфильма по вопросам:

  1. Каким перед нами предстал Анатоль в начале мультфильма?
  2. Чувствовал ли он себя принятым другими людьми?
  3. Что изменилось после встречи  Анатоля с женщиной?
  4. Чему нас учит этот мультфильм?
  1. Информационное сообщение «Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ».

В работе с детьми с ограниченными возможностями  здоровья необходимо придерживаться общих  принципов и правил коррекционной работы, которые представлены на слайдах презентации.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1.Индивидуальный подход к каждому ученику. 

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

В работе с детьми с разными ограничениями здоровья используются коррекционные упражнения, которые направлены на:

1 Развитие  артикуляционного аппарата;

2. Развитие моторики;

3. Развитие психических процессов;

4. Развитие познавательной деятельности;

5. Ориентировке в пространстве;

6. Развитие фонематического слуха.

Сейчас, я немного остановлюсь на отдельных упражнениях:

- Для развития активности используются игры «Поводырь», «Догонялки»;

- Для различения цвета, формы, величины (назови фигуру по указанию);

- Для развития восприятия и воображения. Игра «Зашифрованный рисунок», «Сложи узор», « «Графический диктант»;

- Для развития  внимания «Корректурная проба», «Таблица Шульте», «Не пропустите ошибку»;

- Для развития памяти «Запомни слова», «Найди отличия»;

Коррекционные упражнения для достижения определенной быстроты движений (быстро выйти из-за стола, сказав свое имя, быстро поднять какой- то предмет).

- Для развития зрительного восприятия «Лабиринт», «10 отличий»

6. Работа в группах.

Каждая  группа, которая состоит из 3-4 человек, получает карточку с описанием ребенка с ОВЗ.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую коррекционную работу целесообразно проводить  с  этим обучающимся на уроке?
  • На каких этапах урока Вы будете применять  коррекционные упражнения?
  • Приведите примеры  использования коррекционных упражнений  на уроках по Вашим предметам

Время обсуждения 4-5 минут. Презентация наработки группы.

Карточка 1.

Ваш ученик Федя Р, у него умеренная умственная отсталость. Мышление конкретное. Словарный запас ограничен и включает узкий круг обиходных слов.  Отмечается снижение всех психических функций.  Доступны навыки  самообслуживания. К самостоятельному труду не способен.

Карточка 2.

Ваш ученик Петя К. у него задержка  психического развития. Внимание неустойчивое, имеются трудности концентрации, отвлекаем. Работоспособность низкая, истощаем. Мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация плохо развита, что существенно влияет на формирование письма. Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивно, повышена двигательная и аффективная возбудимость.

Карточка 3.

Ваша ученика Лена Ф. У нее аутизм. Избегают взгляда, прямого зрительного контакта. Многие окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают  постоянное чувство страха. Отмечается своеобразие моторики и речи, ручку самостоятельно не держит, пишет только с помощью. Читает по слогам. При большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно неупотребление личных местоимений: говорит о себе во втором или третьем лице. Преобладают математические способности.

Карточка 4.

Ваша ученица Вера Ю. у нее ДЦП. Передвигаются с помощью ортопедических приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. Наблюдается существенные трудности пространственного анализа и синтеза, трудности словесного отражения пространственных отношений. Не может усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Нарушена тактильная чувствительность. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма.

Карточка 5.

Ваш ученик Леша Д. у него снижено  зрение.  Не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения.  Высокий уровень интеллектуального развития. Низкий уровень работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Карточка 6.

Ваша ученица Вика М., у нее отмечается резкое снижение слуха. Трудности в овладении системой словесно-логического обобщения, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. Снижена полнота зрительного восприятия. Развитая, грамматически и лексически правильная речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному.

7.Подведение итогов семинара.

Педагог- психолог предлагает  всем участникам продолжить предложение и по очереди  озвучить свое продолжение

«На семинаре мне было….., я узнал………, в своей педагогической деятельности  я буду использовать…..»

Подводя  итоги семинара, я хочу  поблагодарить Вас всех за участие и активность, надеюсь, что Вы будете использовать  в своей педагогической деятельности коррекционные упражнения, о которых шла речь на семинаре, а также хочу предложить рекомендации по работе с детьми разных категорий.

Рекомендации учителям по работе с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП)

  • Узнайте больше о церебральный паралич, об организациях, которые оказывают помощь и источники, из которых можно получить полезную информацию.
  • Иногда вид ученика с церебральным параличом производит впечатление, что он не сможет учиться как другие. Сосредоточьте внимание на конкретном ребенке и узнайте непосредственно о его личные потребности и способности.
  • Проконсультируйтесь с другими учителями, которые в предыдущие годы учили ребенка, по организации учебной среды для именно этого. Родители лучше знают потребности своего ребенка. Они могут немало рассказать об особых потребностях и возможности ученика. Подключив в свою команду физиотерапевта, логопеда и других специалистов, вы сможете использовать лучшие подходы для конкретного ученика, учитывая его индивидуальные и физических возможности.
  • Путь ученика к его рабочему месту должен быть беспрепятственным (удобное открывание дверей, достаточно широкие проходы между партами и т.д.). Продумайте, каким образом он будет добираться класса, передвигаться в пределах школы, пользоваться туалетом и тому подобное. Вероятно в заведении придется сделать определенные архитектурные изменения (пандус, специальные поручни, приспособления в туалете и т.д.)
  • Возможно понадобится, чтобы кто-то из персонала или учеников всегда был готов помочь ученику с церебральным параличом (подержать дверь пока заедет тележку, во время преодоления лестницы или порогов и т.п.). Такие помощники должны быть проинструктирован специалистом (ортопедом, физиотерапевтом, инструктором по лечебной физкультуре).
  • Научитесь использовать вспомогательные технологии. Найдите экспертов в школе и за ее пределами, которые помогли вам. Вспомогательные технологии могут сделать вашего ученика независимым (специальные устройства для письма, дополнительное оборудование для компьютера и т.д.).
  • 3 помощью специалистов или родителей обустройте рабочее место ученика с учетом его физического состояния и особенностей развития учебных навыков (для удержания осанки в удобном положении, для ограничения непроизвольных движений, облегчение письма, чтения).
  • Иногда у детей с церебральным параличом может наблюдаться снижение слуха на высокочастотные тона одновременно сохраняется на низкие. Старайтесь говорить на более низких тонах, убедитесь, что ученик хорошо слышит звуки т, к, с, п, есть, ф, ш.
  • Снизьте требования к письменным работам ученика. Возможно ему будет удобно использовать специальные приспособления, компьютер или другие технические средства.
  • Следите, чтобы необходимые материалы, учебные принадлежности, иллюстрации были в пределах досягаемости ученика.
  • не обременяйте ученика чрезмерным попечительством. Помогайте, когда наверняка знаете, что он не может что-то преодолеть, или когда он обратится за помощью.
  • Ученику необходимо больше времени для выполнения задания. Адаптируйте упражнения соответствующим образом, разработайте задачи в виде тестов и тому подобное.

Рекомендации учителям по работе с детьми с гиперактивностью и дефицитом внимания (нарушение поведения)

  • Наиболее целесообразно посадить ученика за первую парту, он будет меньше отвлекаться.
  • Расписание уроков должен учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться и воспринимать материал.
  • Виды деятельности на уроке должны быть структурированы для ученика в виде карточки четко сформулированных действий, алгоритма решения задачи.
  • Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.
  • Ученику трудно сосредоточиться, поэтому его нужно несколько раз, побудить к исполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задачи таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе всего класса.
  • Добивайтесь выполнения задания и проверяйте его.
  • Поиск разнообразные возможности для выступления ученика перед классом (например, как выполнял задачи, делал во время дежурства, как готовил творческую работу и т.д.).
  • Учебный материал нужно по возможности наглядно настолько, чтобы он удерживал внимание ученика и был максимально информативным.
  • Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагирует на малейшее ее достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.
  • Необходимо постоянно поощрять ученика, реже явно указывать на недостатки, находить корректные способы указать на ошибки.
  • Нужно производить положительную мотивацию в обучении.
  • Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.
  • В случае эпатажных или неадекватных проявлений или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной командой специалистов.
  • Тесно, как можно чаще общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.

Рекомендации учителям по работе с детьми с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)

  • установить положительный эмоциональный контакт
  • используются стереотипы ребенка
  • обучать ребенка языку чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных
  • обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и воображения позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки
  • педагогам не следует использовать травмирующие слова: «ты испугался ...», «не получилось ...».

Задача педагога - предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер

• одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.

 

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6.

3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.

Категория: Учителям о работе с детьми с ОВЗ | Добавил: psixolog (25.02.2023)
Просмотров: 49 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar