Вторник, 21.05.2024, 00:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Советы родителям

Ребенок — зеркало родителей, или Что нужно знать про детскую агрессии

В детском возрасте формируется устойчивый внутренний мир, формы поведения, психологические качества личности ребенка. Он развивается, исследует, познает окружающий мир и сталкивается с определенными препятствиями и трудностями, обусловливающие негативные эмоции и дискомфорт. Насколько конструктивным станет для ребенка такой опыт социализации, зависит от взрослых

Детство — особый этап в жизни человека, который не только обусловливает его общее развитие, но и проектирует всю последующую жизнь. Взрослые должны понимать уникальность детства, воспринимать ребенка как ценность и самое главное — осознавать свою ответственность за его гармоничное развитие. Эмоциональные отношения родителей с ребенком побуждают его раскрывать потенциал, формируют у него чувство значимости, способствуют дальнейшему взаимодействию. Зато нарушение эмоциональных связей в семье запускает механизмы психологической защиты Я и обуславливает разные проявления деструктивного поведения.

1. Агрессивные родители, или

Кто является главными провокаторами агрессии

Кривая изменений эмоционального состояния и поведения ребенка зависит от характера его взаимоотношений в семье. Неосведомленные с особенностями детской психики родители не занимаются душевным состоянием ребенка, оставляют его наедине со страхами и таким образом лишь усиливают в нем чувство беспомощности в любой критической ситуации. Под влиянием накопленных негативных переживаний у ребенка снижается уровень психологического комфорта, что можно заметить в проявлениях безосновательного, на первый взгляд, напряжения, замкнутости и страха.

Первые образцы агрессивного поведения ребенок получает именно от близких взрослых — родителей. Сначала родители сами выражают негативные эмоции, а уже потом и ребенок демонстрирует агрессивные реакции, которые постепенно перерастают во вспышки гнева. Любые негативные взаимоотношения в семье вызывают различные аномалии поведения и нарушают общение с ближайшим окружением.

Нередко родители пренебрегают тревожными проявлениями в поведении ребенка-дошкольника и начинают выдвигать свои требования к нему только во время интенсивной подготовки к школе. Если уровень родительских требований к ребенку и уровень его требований к самому себе не соответствуют друг другу, возникает противоречие, постепенно перерастающее в стрессогенный фактор для детской психики. Такая ситуация отражает феномен «двойной морали», который заключается в том, что родители пытаются воспитывать ребенка на основе базовых ценностей и моральных принципов, которых сами не придерживаются.

Противоположная реакция на влияние феномена «двойной морали» — протест, который ребенок выражает в форме нестандартного поведения. Свои агрессивные намерения ребенок проявляет в конфликтных ситуациях со сверстниками, во время которых он отстаивает собственные права и интересы. Со своей стороны взрослые категорически реагируют на взрывы агрессии и неуправляемости у ребенка и пытаются жестко ограничить его действия и фантазии.

2. Авторитарный стиль, или

Какие воспитательные методы выбирают родители

Многие родители не умеют и не знают, как проявить любовь к ребенку, не считают теплые доверительные отношения с ним значимыми. Одна из причин такого отношения родителей к ребенку — деформация:

• культуры внутренне семейных взаимоотношений;

• ценностных ориентаций в воспитании ребенка;

• роли семьи в этом процессе.

Именно поэтому распространенным отношением к ребенку является авторитарная гиперсоциализация, при которой родители:

  • ведут себя с ребенком слишком строго и категорично;
  • заставляют его слушаться и беспрекословно повиноваться им;
  • требуют от ребенка полной дисциплины, высоких социальных достижений;
  • навязывают ребенку свою волю;
  • игнорируют мысли, интересы и потребности ребенка;
  • прибегают к угрозам и наказаниям.

Психолог Григорий Костюк утверждал: «Воспитание, которое сводится к внешним воздействиям — приказов или запретов, и игнорирует внутренние изменения в мыслях, чувствах, потребностях и стремлениях ребенка, терпит неудачи. Оно порождает негативные черты личности ребенка, которые выражают его противодействие грубым требованиям взрослых и закрепляются и превращаются в устойчивые характерологические черты».

В авторитарной семье ребенок постоянно находится под давлением семейного окружения и не может и шага ступить без разрешения родителей. Родители воспринимают такого ребенка как неудачника, поэтому не доверяют ему и строго контролируют любые его действия. Как следствие, в старшем дошкольном возрасте такой ребенок подавляет свою самостоятельность, становится склонной к конформистской поведения, а иногда — агрессивных проявлений во взаимоотношениях со сверстниками. В такой семье ребенка часто лишают и контроля, и возможности общаться, поэтому он остается наедине. Это вызывает чувство отчаяния, депрессивные состояния, формирует душевную глухоту и проявления агрессии. Такой ребенок с легкостью приспосабливается и умеет быть таким, каким его хотят видеть, и так же легко нарушает нормы и правила.

Нередко ребенок проявляет так называемую поведенческую, инструментальную агрессию, цель которой — добиться своего. Проявления такой агрессии импульсивны и спонтанны, например непроизвольное проявление гнева, недовольства. У ребенка старшего дошкольного возраста такие проявления могут стать моделью поведения и постепенно трансформироваться в свойство личности — готовность вести себя агрессивно. Поведенческая агрессия может обусловить агрессию враждебную, цель которой — сделать больно, причинить вред.

В авторитарной семье родители применяют к ребенку физическую силу и оправдываются, мол, не знают про другие эффективные методы воздействия. Родители считают физические наказания вполне нормальным методом воспитания, поэтому делают их непременной частью воспитательного процесса:

  • легко бьют ребенка по рукам, затылку, ягодицам;
  • пугают жестокими наказаниями;
  • изолируют в закрытой комнате;
  • лишают желаемого или того, что пообещали ей близкие взрослые.

Родители, которые часто применяют физические наказания, даже и не предполагают, что такой метод воспитания — насилие по своей природе.

Домашнее насилие - деяния (действия или бездействие) физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые совершаются в семье или в пределах места жительства или между родственниками, или между бывшими или нынешними супругами или между другими лицами, которые совместно проживают (проживали) одной семьей, но не состоящих (не состоявших) в родственных отношениях или в браке между собой, независимо от того, проживает (проживала) лицо, совершившее бытовое насилие, в том самом месте, что и пострадавшее лицо, а также угрозы совершения таких деяний

Экономическое насилие - форма домашнего насилия, включает умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств или документов или возможности пользоваться ими, оставления без ухода или заботы, препятствование в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и иные правонарушения экономического характера.

Психологическое насилие - форма домашнего насилия, включает в себя словесные оскорбления, угрозы, в частности в отношении третьих лиц, унижение, преследование, запугивание, другие деяния, направленные на ограничение волеизъявления лица, контроль в репродуктивной сфере, если такие действия или бездействие вызвали у пострадавшего лица опасения за свою безопасность или безопасность третьих лиц, повлекших эмоциональную неуверенность, неспособность защитить себя или причинили вред психическому здоровью лица.

Физическое насилие - форма домашнего насилия, включает пощечины, пинки, толкание, щипание, порку, кусание, а также незаконное лишение свободы, нанесение побоев, истязание, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, оставление в опасности, неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, причинение смерти, совершения других правонарушений насильственного характера.

Домашнее насилие - умышленное систематическое совершение физического, психологического или экономического насилия в отношении супруги или бывшего супруга или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, что приводит к физическим или психологическим страданиям, расстройствам здоровья, потере трудоспособности, эмоциональной зависимости или ухудшению качества жизни потерпевшего лица.

В авторитарной семье родители нередко используют бранные, оскорбительные слова и нецензурную лексику в присутствии ребенка или на его адрес. Такие проявления «родительской любви» становятся для ребенка своеобразным эмоциональным фильтром, через который он воспринимает себя и окружающий мир. Такой стиль коммуникации для многих семей становится естественным, а иногда приобретает уровня ментального насилия.

Ребенок, который постоянно слышит от близких людей фразы вроде «Ты некрасивый/глупый/плохой...», «Ты ничего не умеешь», «Ну ты и ничтожество!», начинает о себе так думать и соответственно себя вести. Грубые слова вызывают у ребенка отрицательные переживания, а иногда — ответную агрессивную реакцию — желание нагрубить или даже ударить. Унижение и душевные страдания, которые испытал ребенок, обусловливают у него чувство отчужденности, отдаляют от родителей и затрудняют общение с ними.

Любые проявления насилия и жестокости разрушают семейные отношения и травмируют детскую психику. Ребенок, ставший жертвой или свидетелем насилия в собственной семье, скорее всего, перенесет этот страшный опыт во взрослую жизнь — будет применять насилие к собственным детям или к кому-то в семье и таким образом воспитывать будущих насильников или жертв.

3. Маленький агрессор в группе, или

Когда агрессивный ребенок требует больше внимания

Многие родители и педагоги убеждены, что агрессивные дети почти не поддаются традиционному воспитанию в детском саду, поэтому утверждают: "ребенок такой родился" « "плохие гены: он удался у своего дядю / деда, тот был таким же Сорвиголовой" и тому подобное. Поэтому взрослые считают, что ребенка следует держать в дисциплинарных рамках с раннего возраста.

Жесткий характер взаимоотношений может быть действенным средством влияния лишь в конкретных ситуациях, но не тогда, когда ребенок требует больше внимания из-за своих индивидуальных особенностей:

• чаще капризничает и раздражается;

• имеет повышенную подвижность;

• постоянно меняет настроение;

• меняет пищевые пристрастия.

В основном взрослые считают, что ребенок не имеет права на всякие «выходки». Нередко взрослым не хватает терпения, чтобы спокойно поговорить с ребенком и попытаться решить проблему, поэтому они выбирают другие методы воздействия — жестко «дисциплинируют» или просто игнорируют ребенка, отталкивают его от себя. Как следствие, ребенок постепенно становится неконтролируемым — он неугомонно кричит, размахивает руками, бросает предметы, толкает всех и тому подобное. В детском коллективе сверстники обычно обзывают такого ребенка «дурачком», а он со своей стороны пытается дать сдачи и усугубляет конфликт. Если ребенок жалуется родителям на такие оскорбления, то в ответ слышит советы: «Не задирайся!«,» Не лезь в драку "или, наоборот, наставления, которые лишь усиливают агрессию -" защищайся!», «Научись давать сдачи!», «Не будь тряпкой!»

 

Ненависть не может уничтожить ненависть: только любовь способна на это.

Ненависть умножает ненависть, насилие умножает насилие, а грубость умножает грубость.

Мартин Лютер Кинг

 

В таких ситуациях взрослым целесообразно не критиковать агрессивное поведение ребенка, а спокойно проанализировать каждую конфликтную ситуацию и попытаться научить ребенка адекватно реагировать на внешние раздражители. Основная задача взрослых - стремиться понять ребенка, отслеживать собственные реакции на его поведение и адекватно оценивать их по конкретной ситуации, а не по принципу "а как поступил бы воспитанный ребенок". Взрослые должны научить ребенка управлять своими эмоциями, видеть и понимать эмоции сверстников, избегать провокационных ситуаций.

 

4. Поощрения, или существует ли альтернатива наказанию

Взрослые, которые считают наказание допустимым и действенным методом воспитания, обычно игнорируют не менее эффективный метод — поощрение, то есть использование различных видов похвалы во время общения с ребенком. Поощрение — один из факторов развития эмоциональной сферы дошкольников.

Пронизанная любовью родительская похвала сопровождает ребенка с первых минут жизни и ребенок с удовольствием откликается на нее. С каждым днем эти реакции приобретают различные формы радости, дают ребенку эмоциональное ощущение счастья, что является сильным импульсом к действию.

Ребенок не рождается с осознанием, что правильно, а что — нет. Но в процессе общения с любящими родителями он начинает распознавать положительные и отрицательные действия и постепенно осмысливать базовые ценности: добро, красоту, честность, любовь. Именно родители с помощью оценочных высказываний и различных поощрений помогают ребенку овладеть адекватными способами поведения в различных жизненных ситуациях.

Положительное эмоциональное мировосприятие — важное условие развития личности. Основу для позитивной самореализации личности составляет результат положительно-направленного детского опыта: доверие к окружающим, открытость, настроенность на коммуникацию и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. Если родители разумно будут использовать положительные оценочные высказывания и похвалу, то смогут нивелировать потребность прибегать к наказаниям и сформировать у ребенка собственные модели поведения, что очень важно накануне его выхода в широкий социальный простор — школьная жизнь.

 

Категория: Советы родителям | Добавил: psixolog (26.01.2020)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar