Главная » Статьи » Советы родителям |
Гиперактивный
ребенок. Как это определить и что с этим делать Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть
спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а
воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у
Вас гиперактивный ребенок. Как же проявляется гиперактивное поведение?
Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть.
Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым,
раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают
агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо
контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного
кребенка плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он
постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж.
Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно
отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов.
Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца
вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие
разговоры, игры. Как же
определить: гиперактивный ребенок или активный?
Некоторые исследователи предполагают, что
гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки
рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому
близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является
следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов. Первые признаки гиперактивности, как
правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность
встречается среди мальчиков (4:1). Что делать, если в семье
гиперактивный ребенок. Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь
малышу его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для
лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители
гиперактивных детей. Давайте попробуем разрешить их вместе. Что же важно знать
при воспитании гиперактивного ребенка. 1.
Диета. Для гиперактивных деток особенно важно
полноценное сбалансированное питание. В их рацион обязательно должны входить
витаминосодержащие продукты. Во времена недостатка естественных витаминов в
питании (зимой и ранней весной) таким деткам нужно принимать витаминные
комплексы. Для выбора витаминного комплекса обязательно обратитесь к врачу
(невропатологу или педиатру). Помните, что многие гиперактивные детки имеют предрасположенность
к аллергиям. В меню ребенка должны входить продукты, в
которых содержаться необходимые микроэлементы (калий, кальций, магний и т. д.).
Обязательные продукты: мясо (телятина, птица), говяжья печень, гречневая крупа,
морепродукты, творог, овощи, фрукты, натуральные соки. Желательно
избегать таких продуктов питания: шоколад, конфеты, лимонады, белые мучные
изделия, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. И осторожно вводить в пищу
аллергеносодержащие продукты: яйца, жирные молочные изделия, продукты,
содержащие консерванты, красные и желтые фрукты и овощи. Для такого ребенка большую роль играют
ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух способствует
улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти
ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Дайте ребенку на
улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам (в
резиновых сапогах), стучит палкой по столбу. Если ему свойственны агрессивные
состояния, то лучше всего разряжать агрессию на улице. Во время прогулки Вы
преследуете несколько целей: обогащение кислородом, разрядка напряжения,
удовлетворение гиперактивных процессов, социализация ребенка в естественных
условиях – на детской площадке. Так же на прогулке у Вас появляется намного
больше возможности для смены деятельности. Дайте малышу сначала побегать,
поскакать. Затем переключите его внимание на что-нибудь интересное, но
спокойное. Рассмотрите птичку (что у нее есть? клюв, перья, крылья и т.д.),
изучайте цвета по проезжающим автомобилям, расскажите ребенку о марках машин,
посчитайте деревья в саду и др. Предложите ребенку прогулку в том направлении,
которое он выберет сам. А потом с любого места пусть он, руководя Вами, отыщет
дорогу домой. Старайтесь переключать свою детку с активных игр на более
спокойные и обратно с частотой в 15 – 30 минут. Даже в младшем школьном возрасте
гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна
составлять от 2-х до 4-х часов. Пока малыш засыпает, посидите рядом, почитайте
сказку, погладьте по руке, возьмите с собой спать любимую игрушку. Можно
сделать перед сном расслабляющий массаж. Разрабатывая режим дня для своего
ребенка, учтите несколько моментов: этот режим не должен меняться длительное
время; он должен быть удобен Вам, Вашему ребенку и не мешать посещать детские
учреждения; режим должен учитывать индивидуальные биоритмы ребенка и его
интересы. Гиперактивный ребенок излишне
подвижен, невнимателен, шумен; ему свойственно «плохое» поведение. Поэтому
взрослые, которые находятся в постоянном контакте с таким малышом, быстро
устают, раздражаются. Нередко переходят на крик при общении с ребенком. Помогите
своему крохе. Для начала Вам нужно набраться терпения и побеспокоиться о том,
чтобы у Вас была возможность отдыхать от ребенка. Любому ребенку нужна любящая,
заботливая, а главное! счастливая и психологически уравновешенная мама. А
гиперактивный ребенок нуждается в этом еще больше. Самое страшное наказание для
гиперактивного ребенка – постановка в угол. В таком положении он ограничен
физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом
состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии,
комплексы, снизить самооценку и т. д. Поэтому старайтесь избегать такого вида
наказания при взаимодействии с гиперактивными малышами. Самый лучший способ взаимодействия с
таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним.
Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу
осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план
действий Гиперактивному ребенку необходимо
признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему.
Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог. При взаимодействии с таким ребенком
необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то
одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может
закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача
обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий
с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было
логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы
должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно
возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с
малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему,
обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты,
которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка
пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите
его. У ребенка с такими сложностями, как
гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической
«разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно
реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность
такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому
позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких
«разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или
любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено
всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например
активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие
ребенку нравилось и было интересно. Самооценка. Помните о том, что у гиперактивных
деток зачастую занижена самооценка. Поэтому особое внимание при воспитании
такого ребенка следует уделить формированию адекватной самооценки. Для этого
старайтесь придерживаться следующих правил. Не ругайте ребенка при ком-то, все
спорные вопросы выясняйте с ним наедине. Не прибегайте к физическому наказанию.
При общении с малышом избегайте оценивания его личности. Если ребенок поступил
плохо, не говорите, что он плохой ребенок. Скажите, что это был плохой
поступок. При этом не следует использовать и позитивное оценивание. Оценивайте
не личность, а поступки. Не прибегайте к сравниванию крохи с другими
детками. Умейте признавать свои ошибки при
ребенке. Этим Вы покажете малышу, что любой человек имеет право на ошибку и идеальных
людей не бывает. Такой опыт поможет крохе легче справляться с собственными
ошибками, что благоприятно повлияет на формировании адекватной самооценки. Если Вы – родитель гиперактивного
ребенка, возьмите себе в помощники психотерапевта и невропатолога, наберитесь
терпения – и у Вас обязательно получится воспитать полноценную личность и
избежать возможных негативных последствий такого диагноза. Вы ведь любите свою
кроху, заботитесь о ней. Это самое ценное, что есть в
Вашей жизни. А для Вашего малыша самым ценным как раз и являются Ваши любовь и
забота.
| |||||||||
Просмотров: 330 | |
Всего комментариев: 0 | |