Понедельник, 13.05.2024, 12:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Советы родителям

«Акцентуация характера учащихся в подростковом возрасте» Материалы для психологического просвещения родителей учащихся 5-9 классов

« Акцентуация характера учащихся  в подростковом возрасте»

Материалы для психологического просвещения

родителей учащихся 5-9 классов

Подростковый возраст – возраст между детством и взрослостью ( от 11–12 до 16–18 лет), который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка  отображено в его названиях: «Переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность, и важность присущих этому возрасту процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, этического, социального. По всем направлениям происходит установление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально - этических норм, опосредующих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Основным новообразованием подросткового возраста являются возникновение чувства взрослости. Своеобразность этой особенности, которая называется чувством взрослости, заключается в том, что подросток отбрасывает свою принадлежности к детям, но у него еще нет ощущения истинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Из-за этого у некоторых учеников снижается интерес к мнению родителей. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в  его жизнь. В это время ребенку  хочется всего и сразу.

Для психического развития в подростковом возрасте характерно становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-Концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой "подростковой" общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

       Общение с ровесниками —  школа социальных отношений. Само общение с ровесниками требует высокого эмоционального напряжения. Группа ровесников, с которыми общается ребенок, влияет на развитие его личности. Именно в условиях общения с ровесниками ребенок-подросток постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Для подростков характерна полярность психических проявлений: целеустремленность, настойчивость  может сменяться апатией, отсутствие стремления и желания что-либо делать, потребность в общении сменяется желанием уединиться, развязность в поведении временами соединяется со стыдливостью, романтические настроения нередко граничат с цинизмом.

Чрезмерная выраженность черт характера, которая проявляется в подростковом возрасте и их комбинации в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера.

Впервые понятие "акцентуация"  ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. По его мнению, акцентуация характера личности – это не болезнь, а индивидуальное обостренное проявление отдельных качеств.

В отечественной психологии распространенной является другая классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А.Е. Личко. Он считает, что акцентуации характера подобны психопатиям. Главное их отличие от психопатий состоит в отсутствии признаков социальной дезадаптации. Они не являются главными причинами патологического формирования личности, но могут стать одними из факторов в развитии пограничных состояний.

По мнению А.Е.Личко, акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированное выражение отдельных его черт, которое предопределяет повышенную чувствительность личности по отношению к  определенного рода влияниям и затрудняет адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

При этом важно отметить, что избирательная чувствительность по отношению к  определенного рода влияниям, которая проявляется в той или иной акцентуации, может объединяться с повышенной выраженной  стойкостью к других влияний.

Таким образом, акцентуация - это предельная величина, граничный вариант проявления нормы. Для нее характерна повышенная чувствительность лишь к определенного рода психотравмирующим влияниям, которые адресованы к "месту наименьшего сопротивления" данного типа характера при сохранении стойкости к других.

Акцентуации имеют разную степень проявления, поэтому различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные акцентуации принадлежат к пограничному проявлению нормы и характеризуются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация является обычным вариантом нормы, которая слабо выражена или не выражена вовсе. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием психогенных ситуаций. Оба типа акцентуаций могут переходить  из одного в другой под влиянием разных факторов, среди которых можно выделить особенности семейного воспитания, социальное окружение, профессиональную деятельность и т.п.

Поскольку акцентуации являются пограничными состояниями между нормой и психопатическими расстройствами, их типология основывается на классификации подобных расстройств в психиатрии. А.Е.Личко предложил типологию акцентуаций подростков, поскольку он считает, что большинство акцентуаций формируется в подростковом возрасте и наиболее ярко проявляются именно в этот период.

А.Е. Личко дает характеристику  11  типов акцентуаций подростков:

Гипертимный тип акцентуации выражается в постоянно повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жадности общения, в тенденции начинать и не доводить начатое дело до конца. Люди с гипертимною акцентуацией легко меняют свои увлечения, охотно идут на риск и постоянно  желают побеждать.

Подростки с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется хорошим настроением. При снижении настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, трудно переносят публичные унижения. Однако они инициативные, жизнерадостные и дружелюбные. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность не доводить начатые дела до конца.

Подростки с лабильной акцентуацией имеют богатую чувствительную сферу, они очень чувствительны к знакам внимания, демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю благосклонность и социальную чуткость. Интересуются общением, тянутся к своим ровесникам, удовлетворяются ролью опекаемого.

Астено-невротический тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. У подростков с этим типом акцентуации могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки из незначительного повода, эмоциональный срыв в случае осознания неосуществимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.

Ученики с сенситивным типом акцентуации очень уязвимы, им характерно чувство собственной неполноценности, боязливость стыдливость. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетичной сфере, им важно социальное признание.

Психастенический тип определяется склонностью к самоанализу и рефлексии. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и благоразумие, характерной особенностью для них является самокритичность и надежность. У них обычно ровное настроение без резких перемен.

Интровертированная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отстраненностью от других людей. Подростки этого типа  тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями, которые предназначенные только для «утешения» самого себя.

Эпилептоидный тип акцентуации характеризуется возбужденностью, напряженностью и авторитарностью индивида. Человек с данным типом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражения с аффективными взрывами, поиска объектов для снятия злости. Хотят  доминировать над ровесниками.

 У подростков с демонстративным типом ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. Для них характерны упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция. Они выбирают популярнейшие увлечения, которые легко меняют на ходу.

Неустойчивый тип акцентуации характера определяет лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Их идеал - остаться без контроля со стороны и быть предоставленными самим себе. Они дружественные, открытые, услужливые.

Конформный тип характеризуется конформностью окружения, такие люди «думают, как все». Люди с таким типом акцентуации доброжелательные, дисциплинированные и неконфликтные.

Особенности возраста, специфика формирования личности  вызывают трудности взаимопонимания не только с окружающими взрослыми и ровесниками, но и проблемы самопонимания. Подросток стремиться к формированию собственного жизненного опыта, получению информации об окружающем мире и своем месте в нем. 

Рекомендации родителям учащихся

с разными типами акцентуации характера:

Гипертимный тип. Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность подростка. Поэтому основная задача – обеспечить полезные направления приложения детских сил и энергии, т.е. идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Особенно полезны занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины.

Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, «проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и недостаток контроля. Избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (не любят, когда «мямлят»). Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.

Истероидный (демонстративный) тип.

Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.

Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное,  деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.

Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.

Психастенический  тип.

Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка.  Необходимо обеспечить ребенку ощущение успеха. Сравнивать его нужно только с ним самим и хвалить  за улучшение его собственных результатов.

 Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. Однако следует поощрять решительные высказывания подростка,  готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом.

Эпилептоидный тип.

            Важно установить контакт, взаимопонимание с ребенком. Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от взрослого. Такой стиль общения позволяет сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения. Контакт с подростком целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы  «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Очень важно такому подростку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение, желательно привлекать к занятиям спортом. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку  самоутвердиться. Можно поручать руководство небольшими группами. Так как у ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую новую деятельность, то надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить и не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях.

Лабильный тип.

Так как ярко выражена потребность в сочувствии и сопереживании, то желательно соответствующее эмпатийное поведение со стороны родителей. Как правило, проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и усилиями.

                Как правило, проявление эмпатии ведет к быстрому установлению доверительных отношений с подростком, но следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность ребенка, и вследствие этого, высокую изменчивость настроения.

 Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие. Обычно вслед за эмоциональным реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии ребенок становится доступным для продуктивного контакта.

            Особое внимание необходимо уделять их взаимоотношениям со сверстниками. Следует учитывать, что для него важны эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих.

            Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной).

Сензитивный тип.

            Нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.

                Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.

При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым  шагом, каждой минутой.

Неустойчивый тип.  

Оказание помощи подростку требует большого терпения, такта, систематичности и настойчивости. Ребенка нельзя оставлять без внимания, он должен быть всегда на виду (постоянный контроль). Необходим суровый, жестко регламентированный режим. Нельзя позволять уклонятся от выполнения порученного дела, исключать возможность уклоняться от работы, если заняты все. Необходимо наказывать за безделье. При организации воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей. Только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат.

    Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жесткого регламентированного режима. Когда  за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Циклоидный тип.

Особенности взаимодействия с подростком зависят от фазы. При установлении контакта важно понять, что ребенок сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержательную часть беседы.

                Если подросток находится в фазе спада, то целесообразнее просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то  можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.

Астено-невротический тип.

Основной целью помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость. Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе. Нуждаются в похвале.

    Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Аффективные вспышки возможны в условиях соревнования, когда подросток начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому не следует создавать или провоцировать ситуации соревнования.

Интровертированный тип.

Установление контакта представляет значительную трудность. Подросток часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости.

Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.

 

Категория: Советы родителям | Добавил: psixolog (28.10.2021)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar