Главная » Статьи » Психолог советует детям |
Лекция для учащихся 8-11 классов по теме «Конфликты. Виды и типы конфликтов» Что такое конфликт? Изучением этого вопроса занимались известные психологи, философы, но до сих пор нет единой трактовки этого понятия. Согласно определения, данного Википедией: «Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, технические системы». В.И. Андреева считает, что: «Конфликт – это противостояние противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельного человека, в межличностном взаимодействии и межличностном отношении индивидов и групп людей, связанное с острыми негативными переживаниями.» По мнению Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка: «В основе конфликта лежит ситуация, которая содержит:
В своей книге «Введение в конфликтологию» А.Я. Анцупов и А.А. Малышев писали: «Раньше считалось, конфликты – явление негативное, потому, что приводит к негативным последствиям. Конфликты считались признаком неэффективной деятельности разных организаций, неумелого управления людьми и работой в целом. Однако случаются ситуации, когда конфликты не только возможны, но и даже необходимы, потому что способствуют положительным изменениям. Конфликт не должен быть стихийным. Он должен быть контролируемым и управляемым». Эти и еще многие психологи, философы изучали теоретические подходы к изучению конфликтной ситуации и большинство из них отмечали негативное или деструктивное влияние конфликтной ситуации на человека. И только некоторые отмечали, что конфликт может обладать конструктивными функциями. А сейчас мы с Вами, вместе с известными психологами, попробуем побольше узнать о причинах конфликтных ситуации, типах и видах конфликтов. Какие же первопричины конфликта? По мнению А.М. Бандурко, В. А. Друзя, которую они высказали в книге «Конфликтология / учебное пособие для ВУЗов»: «Большинство причин конфликтов можно отнести к одному из трех типов:
Желание победить может содержать в себе следующие проявления:
Это попытки манипулировать собеседником, руководить им против его воли, достигая при этом собственных выгод. Проявление агрессивности может быть в виде следующих разновидностей:
Проявление эгоизма – это стойкое желание достичь чего-то для себя за счет других». По своей философской сути конфликт означает пограничное обострение столкновений: А) Конфликт ролей – столкновение разных социальных ролей, которые выполняются одним человеком или несколькими людьми (группами); Б) Конфликт желаний – столкновение нескольких желаний в сознании одного человека или столкновение сознаний нескольких людей по поводу одного и того же самого желания; В) Конфликт норм поведения – столкновение ценностей, норм поведения, жизненного опыта во время взаимодействия и общения людей (групп). В книге Д.Л. Зеркина «Основы конфликтологии (курс лекций)» предлагается следующая классификация типов и видов конфликтов. Типы конфликтов (по количеству участников):
Типы конфликтов (по причинам).
Типы конфликтов (по направлениям коммуникации): -вертикальные, - горизонтальные. Кроме типов конфликтов существуют и несколько видов конфликтов, вот некоторые из них: Виды конфликта по характеру: - Объективные, связанные с реальными недостатками и проблемами; - Субъективные, обусловленные различностью оценивания тех или иных поступков или событий. Виды конфликтов по последствиям: - конструктивные, предполагающие рациональное преобразование; - деструктивные, ведущие к разрушению. Виды конфликтов по времени протекания: - кратковременные; - длительные; -затяжные. Ребята, теперь Вы узнали какие существуют виды и типы конфликтных ситуаций. И если нам необходимо охарактеризовать конфликтную ситуацию, то мы можем это сделать, зная виды и типы конфликтной ситуации. Мы немного затронули изучение темы конфликтов. Узнали об их типах и видах конфликтных ситуаций, о том, что они могут быть как негативными, так и позитивными. А закончить наше занятие я хочу «Заповедями поведения в конфликтной ситуации», разработанные педагогами – психологами. Их легко запомнить при помощи ключевого слова «конфликт». К– критику по возможности устранить! О – ответственность на 100 % брать на себя! Н- непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять! Ф – фон конфликта не расширять! Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!). И – интересы искать общие! К – конструктивное решение искать сообща! Т – терпимость сохранять в любых ситуациях! | |
Просмотров: 185 | |
Всего комментариев: 0 | |