ТЕСТ ВАРТЕГГА
Для сохранения психического здоровья Ваших детей результаты теста может интерпретировать только опытный психолог!
Данный тест направлен на исследование многих факторов: самооценки, социальных навыков; амбиций, активности и способов достижения цели; внутренней устойчивости; особенностей личностных взаимоотношений; отношение к страхам.
Автор теста - немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963, в России появился в 2004 благодаря В.К. Калиненко в его книге "Рисуночный тест Вартегга".
Сам тест представляет собой лист А4, разделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав таблицу в формате А4.
Задача: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем вышел законченный рисунок. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. Затем подпишите рисунки.
Интерпретация теста Вартегга
При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:
смысловое содержание рисунке,
особенности графики (напор, штриховки, расположение),
порядок заполнения квадратов.
Стимульные рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, то есть бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а являются результатом работы многих крупных психологов: К. Юнга и его последователей, которые изучали коллективное бессознательное.
Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живет природа, люди, животные.
Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неодушевленные предметы, созданные человеком.
Если вы заметили отклонения от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему.
Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, то есть представление о себе и своем месте в мире.
Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.
Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.
Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным препятствий, опасностей, трудностей, психологического груза, который несет человек.
Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, препятствие на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.
Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требуют сечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или отдаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.
Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость к внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, уязвимость или, наоборот, "толстокожесть".
Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке означает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.
Особенности графики:
Чтобы оценить напор, нужно перевернуть рисунок. Тогда с обратной стороны будут хорошо видны области сильного и вовсе слабого напора: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у того, кто рисует, то есть являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).
Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и умаление способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе.
Преобладающие линии: горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховки - тревожность.
Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность.
Отношение к исходным данным: "линий и точечек":
Ребенок игнорирует их, то есть рисунок исследуемого не связан с ними - сосредоточен на себе, своем «Я», погруженность в "свой мир";
Ребенок учитывает их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность;
Учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном;
Создает цельные интересные образы - творческие способности.
Порядок заполнения квадратов: ребенок обычно начинает с тех квадратов, которые ей "нравятся", "легкие", "понятные", то есть из тех тем, которые для нее наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные" оставляет на потом, то есть те темы, в которых она испытывает трудности
|