Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с родителями |
Родителям подростков Советы психолога «Мать-природа дает нам двенадцать лет, чтобы мы полюбили своих детей, прежде чем они станут подростками» (Автор неизвестен) Все мы слышали это выражение - «трудный возраст», мы знаем, что в этот период к нашим детям нужен особый подход, уже другое отношение. Тем не менее, большинство родителей, сталкиваясь в это время с трудностями, оказывается в растерянности. От этой растерянности, непонимания того, что происходит, мы можем начать вести себя с детьми неконструктивно и осложнить и без того пошатнувшиеся отношения. И ведь эти родители действительно любят своих детей, но часто не знают, как выразить эту любовь, чтобы дети-подростки ощущали себя любимыми.
Самые сильные чувства, которыми делятся в процессе консультирования родители подростков – это непонимание, растерянность, отчаяние и чувство вины: «Что с ним происходит?! Я не понимаю! Ребенка как подменили… Наверное, я плохая мать, и что-то упустила». Чаще всего в этот период родителей беспокоит вот что: 1. Ребенок замкнут, уходит от общения с родителями, мало или совсем ничего не рассказывает о своей жизни. 2. Ребенок рассеян, постоянно витает в облаках, мечтает. Из-за этого все забывает, всюду опаздывает. 3. Ребенок слишком часто живет в виртуальном мире, игр в компьютерные игры, общаясь в социальных сетях, лазая по интернету. 4. Ребенок сильно обидчив. Его может задеть вполне безобидное замечание. Переживает из-за какой-то мелочи, любого пустяка. 5. Ребенок ко всему равнодушен, ничего не хочет делать по дому. 6. Ребенок стал агрессивен, огрызается и грубит родителям и учителям. Возможные последствия всего этого – ухудшение успеваемости в школе, прогулы, поздние возвращения домой, непонятные знакомые и компании, уход из дома. В самых сложных ситуациях – алкоголизм, наркомания, ранняя беспорядочная половая жизнь и даже самоубийство... Если ситуация не настолько критическая, то родителям часто советуют не обращать особого внимания на происходящее, мол само пройдет, возраст такой. Но в большинстве ситуаций нам, родителям, важно тоже изменить свое поведение вслед за ребенком. Можно сказать, начать взрослеть вместе с ним, стать более осознанными и зрелыми как родители. Способ 1: Меняем свою внутреннюю позицию с жертвенной на активную и созидательную. А. Изменения, происходящие в Вашем ребенке, неожиданны и для него самого. И именно от этого, от недостатка осознанности и понимания самого себя, ему настолько тяжело. Он просто не понимает, что с ним происходит. Откуда вдруг плохое настроение? Откуда эти внезапные слезы и вспышки злобы?! Собственный внутренний мир пугает непредсказуемостью, внезапными резкими перепадам настроения и изменением отношения буквально ко всему и всем. Ребенок вдруг осознает в себе неуправляемые силы и непознанные пугающие глубины. А видя еще и наше родительское непонимание и недовольство, становится еще тяжелее. И тогда хочется спрятаться, замкнуться и уйти в себя. Б. Родители обычно спрашивают подростка, что с ним и почему он так ведет себя. И часто делают это с выражением недовольства и раздражения. Что тогда чувствует ребенок? Для самых близких людей я стал непонятным, а значит чужим, нелюбимым…Страшно. Больно. Тяжело. И больше всего хочется тогда найти друга, которому можно все рассказать, который поддержит, одобрит и подскажет. Именно поэтому, подростки так часто стремятся быть вне дома, присоединяются к каким-то компаниям (часто неблагополучным), молодежным течениям. Подростка очень сильно беспокоят изменения телесные. Именно родительское понимание может изменить ситуацию. Необходимость открыть душу томит подростка, он переполнен сомнениями, тревогами и болью. И это и есть одна из главных причин конфликтов с нами, родителями. Ребенку просто необходима поддержка близких людей. Самое главе - это помочь ему понять, что то, что с ним происходит закономерно и нормально. Важно просто быть рядом с ребенком, чтобы помочь ему обрести устойчивость. Учите его осознавать, что же происходит в его сознании. Часто родители обвиняют школу и другие социальные институты в проблемах в жизни своих подростках. Но именно наше (родительское) внимание и доброе отношение может уберечь подростка от нежелательного влияния социальной среды. В. Любые запреты в этот период лишь увеличат пропасть между вами и вызовут у подростка еще более сильное желание этот запрет нарушить. Контроль необходимо поменять на более частое общение. Например, вместо того, чтобы допрашивать ребенка, с кем именно он дружит, проверять и выслеживать, лучше приглашайте его друзей в гости. Таким образом, Вы сможете познакомиться со своим подростком и его друзьями ближе. Сможете участвовать в разговорах, ненавязчиво высказывать свою точку зрения и, таким образом, усилить свой авторитет. Постепенно подростки начнут доверять вам. Способ 2: Непременно удовлетворяйте главную потребность подростка. Многие родители, несмотря на самые добрые намерения и усилия, имеют лишь слабое представление о том, что же нужно ребенку. Все мы хотим многое дать своим детям. И это требует от нас серьезных усилий и временных затрат. Поэтому, особенно обидно и непонятно это частое недовольство подростка, эта кажущаяся неблагодарность. Мы так много делаем и многим жертвуем, а это не ценится! Дело в том, что если не удовлетворять главную потребность подростка, все остальное он действительно не оценит. А самая главная потребность подростка, так же как и ребенка любого другого возраста – это потребность в безусловной любви. Безусловная любовь – это такая любовь, когда вы любите. Безусловная любовь – это такая любовь, когда вы любите своего ребенка вне зависимости от его характера, особенностей и поведения. Это не означает, что вам всегда должно нравиться его поведение. Но Вы не лишаете его любви, даже если не одобряете его поступков. Мы часто считаем подростков уж взрослыми. К тому же, и сами подростки (часто такие колючие и закрытые) никак не выражают эту свою потребность в любви. Или выражают очень осторожно и завуалированно, потому что очень уязвимы. Крайне важно не разрушить у подростка желания удовлетворять свои эмоциональные потребности именно с Вами. Иначе он начнет искать поддержку и авторитеты на стороне, а это уже непредсказуемо и может быть опасно. Как же мы можем разрушить это желание? Когда подросток устремляется к независимости, он иногда до такой степени огорчает нас, что мы начинаем слишком резко на это реагировать, раздражаться и угрожать. Такая бурная негативная реакция, особенно если она повторяется не один раз, приводит к тому, что подростку становится все труднее, порой и просто невозможно, обратиться к нам за эмоциональной поддержкой. Подростки - это зеркала. Они сразу отражают наше к ним отношение в своем поведении. Некоторые родители удивляются, почему моему ребенку от меня всегда что-то надо? А если ничего не надо, то он мной и не интересуется. На самом деле, подросток своим поведением отражает нашу условную любовь. Как часто именно мы ставим детям условия или, например, нарочно демонстрируем холодное отношение, если чем-то недовольны в их поведении. И дело не в том, что родители не любят своих детей, а в том, что не умеют правильно выражать свою любовь. И это неумение часто связано с незнанием разницы в восприятии мира взрослым и подростком. Подросток оценивает наше отношение к нему по поведению. В наше время часто можно заметить такую особенность: мы пытаемся показать свою любовь просто словами. Мы очень заняты, времени для ребенка нет. Слушать его бесконечные разговоры, наполненные сомнениями, обидами и вопросами, не хватает времени, терпения, да и желания. Проще и быстрее сказать о своей любви. Или демонстрировать свою любовь вечным беспокойством и чтением нравоучений. Нам кажется, что так мы выражаем свою заботу. Или, например, спрашиваем у ребенка: «Как дела?» Он начинает рассказывать, а мы в это время думаем о работе или других делах и заботах. А потом удивляемся и жалуемся, что ребенок начал отвечать на этот наш вопрос всегда одно и то же: «Нормально». Так и выходит: мы любим его, он любит нас. Но между нами обиды и отчужденность. Раздраженная, неудовлетворенная мама, которая всегда рядом, хуже, чем мама, наполненная и гармоничная, искренне и от всего сердца общающаяся с ребенком, пусть даже пару часов в день. Признайтесь себе, что часто мы ходим часами по магазинам, выбирая ребенку одежду или дорогие гаджеты, а потом, уставшие, придя домой, не находим времени поговорить и пообщаться с подростком. Мы всерьез считаем, что много делаем для ребенка, и поэтому злимся. Ведь мы и так потратили на него столько времени, а он все недоволен. Но, при этом, в глубине души мы испытываем чувство вины, видя его обиду и ответное отчуждение, потому что и сами ощущаем, что между нами не происходит того общения, которое действительно сближает. Бывает так, что подросток, рассказывая о своих проблемах, маскируется и говорит, что это произошло с кем-то еще. Таким образом, он хочет услышать наше мнение и получить совет без риска осуждения и критики. Если ребенок не чувствует безопасности, общаясь с Вами, если он ощущает недоверие к себе с Вашей стороны, он не будет с Вами открытым и искренним. Подросткам очень трудно сделать шаг навстречу и постучать в дверь. Они стучат сначала очень тихо. Поэтому, нам важно быть чуткими, чтобы вовремя уловить этот робкий стук. Почему в этот период возникает столько конфликтов между родителями и детьми? Потому что наши старые родительские методы перестают работать. А новых мы не знаем…Например, когда ребенок маленький, мы можем демонстративно оставить его одного или прогнать, если не довольны его поведением. Этой манипуляцией мы просто хотим заставить его слушаться и подчиняться, ведь мы знаем, что один он никуда не уйдет. А у подростка уже есть друзья, знакомые, своя жизнь. Так что проблема не в том, что изменился ребенок, а в том, что не хотим меняться мы. | |
Просмотров: 154 | |
Всего комментариев: 0 | |