Четверг, 09.05.2024, 21:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с родителями

Рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей и подростков.

Рекомендации родителям

по развитию творческих способностей детей и подростков.

Творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе.

Задача родителей в этой ситуации - воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я - концепции.

Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель - прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися «женскими», интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

1.  Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2.  Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3.  Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4.  Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.

5.  Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого - то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.

6.  Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.

7.  Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.

          Эти приёмы призваны помочь одарённой личности - ребёнку или взрослому - разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.

Семья может дать психологическую защиту и укрепить в нём самопознание и самоприятие.

Джон Гоуэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.

1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу подростку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.  Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)

3.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи подростка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4.  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

5.  Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6.  Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство без опасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скова на основные потребности, менее способен достичь высот самовыражения.

 

7.  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет.

8.  Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно, для этого требуется время, а с его стороны - терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

10.  Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.

11.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыт - как бы ни были они не удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

12.  Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном на правлении.

13.  Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей, для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком - проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

Поэтому, если Вам достался такой подарок судьбы, как творчески одарённый ребёнок, то постарайтесь как можно лучше адаптироваться к нему и помочь ему адаптироваться к окружающему его миру.

Использованы материалы https://pandia.ru/text/78/240/9842.php

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: psixolog (20.04.2023)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar