Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с родителями |
Развитие речи ребенка Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию— важные условия и показатели общекультурного развития ребенка. Развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение является важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Добавлю, что умение говорить публично—весьма полезный для людей разных профессий навык, требующий отдельной тренировки во взрослом возрасте, возникает у школьника легко и естественно. Детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка—умеет ставить сложные падежи, число существительных, адекватно выбирают время глагола и пр. Он понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласкательных суффиксов «енок», «ица», охотно придумывая новые имена. Первой возрастной особенностью речи дошкольника и первоклассника является ситуативность — стремление описывать только конкретные события без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно, это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел его день—ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет Вам о единичных случаях—о том, каких детей встретил, "перескажет Вам беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные, конкретные вопросы и лишь затем делать выводы. Общаясь с незнакомыми людьми, дети обычно считают, что собеседник тоже знает, о чем идет речь—это особенность развития дошкольника и первоклассника называется детским эгоцентризмом (в переводе обращенность к себе). Подобно тому как совсем маленький ребенок может показать Вам картинку, обращая ее изображение к себе, дошкольники не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о ней так, как видят, они не вводят вас в ситуацию, а рассказывают о ней так , как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющимся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой. Еще одна отличительная черта речи первоклассников — ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Однако при подготовке к школе полезно учить ребенка объясняться последовательно и распространенно. Занятия по развитию устной речи проходит весело и увлекательно, тем более, что 6-летний возраст характеризуется особой чувствительностью к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством. Игра по обогащение словарного запаса. На одну букву. В эту игру лучше играть всей семьей или пригласить друзей своих друзей. Сидя кругом, выбирают букву— это может быть первая буква имени хозяйки, — начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Предположим, все придумывают по команде слова на букву «С» и начинают говорить: стол, стул, скамейка. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т.е. продолжает придумывать слова, когда уже все замолчали. Задание для воспитания внимания ребенка и умения свободно выражать свои мысли. Бывает ли так? Ребенку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: « Бывают ли так?» Если ребенок отвечает: « Нет», то уточняют , что именно не бывает и почему. Если же ребенок считает все рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться в том, что он понял историю, включая ее не соответствующую действительности часть. Попробуйте обсудить стихи Э.Лира из «Книги бессмыслиц!» 1 Молодая осока, чей нос, рос, пока до земли не дорос, за пятак и за полушку нанимала старушку, чтоб носить свой немыслимый нос. 2.Престарелая леди из Халла покупала для кур опахало и чтоб в жаркие дни Не потели они, опахалом над ними махала. Игра для развития воображения и речевой реакции. Слово за слово. Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, что бы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой и в двоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка». Следующий участник произносит: « Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Сметана». Следующий участник связывает предложением второе и третье слово: « На табуретке разлилась сметана» и т.д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако, если ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!
| |
Просмотров: 109 | |
Всего комментариев: 0 | |