Понедельник, 20.05.2024, 09:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с родителями

Развитие речи ребенка

Развитие речи ребенка

 Способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию— важные условия и показатели общекультурного развития ребенка.

Развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение является важными критериями усвоения знаний. Чтобы ученик хорошо понимал учителя и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас. Добавлю, что умение говорить публично—весьма полезный для людей разных профессий навык, требующий отдельной тренировки во взрослом возрасте, возникает у школьника легко и естественно.

Детская речь отличается от взрослой. К моменту поступления в школу ребенок легко объясняется предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоил грамматический строй языка—умеет ставить сложные падежи, число существительных, адекватно выбирают время глагола и пр. Он понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно-ласкательных суффиксов «енок», «ица», охотно придумывая новые имена.

Первой возрастной особенностью речи дошкольника и первоклассника является ситуативность — стремление описывать только конкретные события без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно, это выражается и в его речи. Попробуйте спросить его, как прошел его день—ребенок будет в затруднении, но он легко расскажет Вам о единичных случаях—о том, каких детей встретил, "перескажет Вам беседы с ними, расскажет, что ел на завтрак, обед, ужин. Поэтому для уточнения его состояния необходимо задавать очень частные, конкретные вопросы и лишь затем делать выводы.

Общаясь с незнакомыми людьми, дети обычно считают, что собеседник тоже знает, о чем идет речь—это особенность развития дошкольника и первоклассника называется детским эгоцентризмом (в переводе обращенность к себе). Подобно тому как совсем маленький ребенок может показать Вам картинку, обращая ее изображение к себе, дошкольники не вводят Вас в ситуацию, а рассказывают о ней так, как видят, они не вводят вас в ситуацию, а рассказывают о ней так , как видят ее сами, полагая очень многое само собой разумеющимся. Более того, достаточно часто, особенно в затруднительных ситуациях, они просто разговаривают сами с собой.

Еще одна отличительная черта речи  первоклассников — ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается. Однако при подготовке к школе полезно учить ребенка объясняться последовательно и распространенно.

Занятия по развитию устной речи проходит весело и увлекательно, тем более, что 6-летний возраст характеризуется особой чувствительностью к языковой стороне общения и бурным словесным творчеством.

Игра по обогащение словарного запаса.   На одну букву.

В эту игру лучше играть всей семьей или пригласить друзей своих друзей. Сидя кругом, выбирают букву— это может быть первая буква имени хозяйки, — начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Предположим, все придумывают по команде слова на букву «С» и начинают говорить: стол, стул, скамейка. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т.е. продолжает придумывать слова, когда уже все замолчали.

Задание для  воспитания  внимания ребенка  и умения  свободно выражать свои мысли. Бывает ли так?

Ребенку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: « Бывают  ли так?» Если ребенок отвечает: « Нет», то уточняют , что именно не бывает и почему. Если же ребенок считает все рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться в том, что он понял историю, включая ее не соответствующую действительности часть.

 Попробуйте обсудить стихи Э.Лира из «Книги бессмыслиц!»

1 Молодая осока, чей нос,

рос, пока до земли не дорос,

 за пятак и за полушку

нанимала старушку,

чтоб носить свой немыслимый нос.

2.Престарелая леди из Халла

 покупала для кур опахало и

чтоб в жаркие дни

Не потели они,

 опахалом над ними махала.

Игра для развития воображения и речевой реакции. Слово за слово.

Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, что бы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой и в двоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка». Следующий участник произносит: « Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово: «Сметана». Следующий участник связывает предложением второе и третье слово: « На табуретке разлилась сметана» и т.д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако, если ваш ребенок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись  без проигравших!

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: psixolog (27.09.2022)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar