Понедельник, 20.05.2024, 06:39
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Работа с родителями

Лекторий для родителей по теме «Что могут родители, или как помочь в учебе своему ребенку»

Лекторий для родителей по теме

«Что могут родители, или как помочь в учебе своему ребенку»

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Это аксиома. Но жизненный опыт показывает, что одного родительского желания недостаточно, что хорошо учиться ребенка нужно научить. Как это ни прискорбно, но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, а и родителей. Задача педагогов – дать знания, проконтролировать степень их усвоения в ходе опроса, контрольной работы, объяснить детям приемы работы, научить их использовать. Но у педагога нет возможности полностью индивидуализировать учебный процесс: на каждого ребенка в ходе урока припадает 1,5-2 минуты времени.  А у родителей есть возможность оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Педагог оценивает знания ученика с помощью балльной оценки, но важнее этой оценки эмоциональная реакция, на которую способны только родители. 

Все дети разные, и учатся они по-разному. Одни ученики схватывают все на лету, другим требуется время для понимания материала. У одних сильнее развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие: материал при этом лучше усваивается при чтении, рассматривании. Особенности усвоения учебного материала зависят от многого: от особенностей высшей нервной деятельности (т.е. от темперамента), от особенностей и уровня развития познавательных процессов, от ведущего канала усвоения информации, от уровня развития самооценки и др. Да, в педагогике много методов и приемов, рассчитанных на эти различия, и учителя их эффективно используют в учебном процессе. Но времени урока для полного усвоения материала для большинства детей недостаточно. Сколько информации может остаться в памяти человека после одного урока? Увы, не так уж много.

Особенность человеческой памяти состоит в том, что любая информация, поступившая через различные каналы восприятия, образует на пластичной коре больших полушарий головного мозга так называемые временные следы. Если эти следы вовремя не закрепить, они быстро сотрутся, и в памяти ничего не останется. Именно поэтому в конце урока детям задается вопрос: что делали на уроке, что узнали, чему научились? Каждый новый урок начинается с повторения пройденного, есть даже специальные уроки повторения и закрепления знаний. Чтобы упрочить знания учащихся и были придуманы домашние задания.  

Выполнение домашних заданий доставляет много хлопот, как ребенку, так и родителям. И в младших, и в старших классах у ребенка могут возникать проблемы с учебой и, несмотря на разницу в возрасте детей, по своей природе эти проблемы примерно одинаковы. Первое время, пока ребенок не выработает правильных привычек выполнения домашних заданий, ему потребуется помощь родителей. Для этого, чтобы эта помощь принесла пользу, следует придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Установите распорядок.  Ребенка нужно приучить делать уроки в одно и то же время каждый день. Задача родителей – установить четкий распорядок дня и следить, чтобы ребенок его придерживался. Ребенок должен уяснить, что уроки должны быть выучены в любом случае, независимо от обстоятельств. Ему будет легче это понять, если каждый день в его расписании будет определено время на выполнение домашнего задания. Кому-то удобнее учить уроки сразу же после школы, кому-то нужен перерыв, для кого-то удобнее это делать вечером. Примите такое решение совместно с ребенком. Распорядок дня позволит ребенку спланировать свои остальные занятия и научит его управлять своим временем.

Обратите внимание ребенка на то, что все выделенное на выполнение домашних заданий время он должен посвятить учебе. Даже если он справится раньше, то остаток времени обязан повторить пройденный материал или выполнить задание по другому предмету. Так у ребенка не будет возникать соблазна учить уроки наспех, чтобы оставшееся время играть в компьютерные игры или смотреть мультфильмы.

2. Создайте подходящую атмосферу. Учеба требует концентрации: нельзя учить уроки, где придется и когда придется. Поэтому родители должны создать для ребенка обстановку, в которой ему будет комфортно выполнять домашнее задание. Для этого, прежде всего, следует устранить все источники шума и отвлекающие факторы и найти ребенку тихое удобное место. Рядом с местом, где ребенок учит уроки, не должно быть телевизора, телефона, компьютера (за исключением случаев, когда компьютер необходим ребенку для выполнения заданий). Стол, за которым ребенок учит уроки, должен быть достаточно большим. Под рукой он должен иметь все нужные принадлежности.

3. Определите причину проблемы. Если у ребенка возникают трудности с учебой или он просто неохотно учит уроки, постарайтесь понять причины этого. В большинстве случаев это банальная лень. Но иногда он просто не справляется с большим количеством заданий, которые ему задают. Когда вы знаете истинную причину проблемы, вам легче найти ее решение.

4. Разберитесь в школьной программе. Родители должны быть в курсе того, что ребенок проходит в школе. Регулярно общайтесь со школьными учителями, узнайте, в чем силен ваш ребенок, а с чем у него возникают трудности. Дети имеют склонность меньше внимания уделять предметам, которые даются им трудно. Родители должны помочь ребенку разобраться с тем, чего они не понимают, но для этого нужно ориентироваться в школьной программе. Когда вы в оправдание учебных проблем ребенка говорите ему, что тоже имели трудности в усвоении какого-то материала, что не любили или не понимали какой-то предмет, вы оказываете ребенку «медвежью» услугу.

5. Доверяйте, но проверяйте. Если ребенок говорит, что выучил уроки или получил хорошую оценку за контрольную работу, нет повода ему не верить. Но все же периодически обновляйте имеющуюся у вас информацию о школьных делах ребенка путем общения с педагогами. Следует быть настороже, когда ваш ребенок часто говорит, что ему ничего не задавали.

6. Показывайте ребенку хороший пример.

Пока ребенок учит уроки, постарайтесь не шуметь в доме: не включайте телевизор, не говорите громко по телефону. Если ребенок читает учебник, вы можете тоже почитать книгу или журнал. Если ребенок учит математику, вы можете также делать какие-то вычисления (например, посчитать, сколько денег необходимо потратить на предстоящие покупки). Это поможет ребенку понять, что навыки, которые он осваивает, уча уроки, пригодятся ему в реальной жизни. Так у него повысится мотивация к выполнению домашних заданий.

7. Помогайте, но не делайте уроки за ребенка. Четко разграничивайте для себя помощь ребенку в выполнении домашних заданий и выполнение их вместо ребенка. Когда учитель в школе просит родителей помогать ребенку учить уроки, следует именно помогать, а не выполнять задания за него. Не следует также самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ребенком в домашних заданиях, если вы не обсуждаете это с самим ребенком. Если ребенок допускает ошибки в домашних заданиях, учитель понимает, какие пробелы в знаниях у него есть, и ищет способ их восполнить. Если же родители сами исправляют ошибки, ребенок так и не усвоит материал.

8. Рационально используйте время. Если у вас двое детей, которые ходят в школу, скорее всего, вам будет сложно уследить за всеми. Можно установить определенный порядок: один ребенок самостоятельно выполняет более легкие задания, а вы в это время помогаете второму с более сложными заданиями. После этого вы помогаете второму ребенку. Так вы можете проконтролировать выполнение домашнего задания и помочь обоим детям. Если ваш супруг в это время находится дома, задача упрощается: каждый из вас может заняться уроками с одним из детей или помочь по определенному предмету.

9. Воспользуйтесь услугами репетитора. Если у ребенка возникают трудности с определенным предметом в школе, можно воспользоваться услугами репетитора. Он поможет ребенку восполнить недостающие знания, не привнося в процесс обучения эмоций, как это делают родители. Многие дети более охотно сотрудничают с кем-то, кто не является их родителями. В распоряжении репетиторов есть множество инструментов и методов обучения, которые помогут ребенку.

 Знаете ли вы, что более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Одной из таких причин могло стать неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Что мешает ребенку хорошо учиться? Причинами неуспеваемости могут быть:

  • Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
  • Недостаточное умение читать и понимать текст.
  • Отсутствие настойчивости, целеустремлённости, терпения, аккуратности, организованности.
  • Отсутствие желания учиться, низкая учебная мотивация.
  • Недостаточное развитие мышления, несовершенные мыслительные процессы.
  • Низкая самооценка школьника.
  • Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
  • Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений.  

А раз мы знаем причины, нам легче найти пути решения проблем.

Как быть, если ваш ребенок не справляется с учебой?

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: не бей лежачего. Двойка, полученная в школе, - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто отключится, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. 

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. 

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами других детей. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам. 

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто. 

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: Оцените сильные стороны своих детей. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

И напоследок. Родители, которые ругают ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобно врачу, который ругает больного за то, что он болен. Не ругайте, а учите. Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. Не забывайте, что когда ребенок «грызет гранит науки», у него параллельно проходит прекрасное время – ДЕТСТВО! 

Категория: Работа с родителями | Добавил: psixolog (14.11.2022)
Просмотров: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar