Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа |
План занятия кружка «Юный психолог» Тема: «Способности и выбор профессии». Занятие № 61 Тема занятия: Способности и выбор профессии
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать все возможные определения и вынести из них основополагающие мысли, то определение таково.
Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря специальным упражнениям и занятиям, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Разделяют общие и специальные способности: 1.Общие способности обеспечивают легкость в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются. 2.Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д. Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности. Также рассмотрим различные типы умственных способностей, описанные учеными. Выделяют три основные группы интеллектуальных способностей: 1. Компонентный интеллект. Он включает в себя общие способности к обучению, понятливость, словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность к критическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помощью тестов. 2. Эмпирический интеллект. Эмпирический интеллект включает в себя способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей. 3. Контекстный интеллект. К контекстному интеллекту относятся способности к адаптации в реальном мире, такие как умение оценивать ситуации, достигать поставленных целей и решать практические проблемы. Так же выделяются следующие типы способностей: 1) Пространственный интеллект. Способность к формированию пространственных образов и к ориентации в окружающем мире. 2) Музыкальный интеллект. Способность к восприятию и созданию мелодических и ритмических конструкций. 3) Двигательный интеллект, Способности к тонким моторным движениям, которые необходимы, например, хирургу или танцору. 4) Межличностный интеллект. Способность понять других людей, их чувства, мотивы и способы взаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностями благодаря чуткости и способности сопереживать. 5) Внутриличностный интеллект. Способность индивида разобраться в самом себе. Способности человека очень важны при выборе профессиональной карьеры, так как в каждой профессии есть определенные требования, предъявляемые к работнику. Эти требования должны совпадать с личными качествами и способностями человека, как физическими, так и умственными. Совпадение личных качеств и способностей с требованиями той или иной профессии говорит о профессиональной пригодности человека. Н.А. Добролюбов сказал: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте. Значит, и в XIX веке лучшие умы задумывались о соответствии человека и его профессии. Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т.д. Хорошо развитая речевая способность необходима Вопросы для размышления:
| |
Просмотров: 147 | |
Всего комментариев: 0 | |