Понедельник, 20.05.2024, 09:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Тема занятия: Особенности личности и выбор профессии

План- конспект занятия кружка «Юный психолог»

Тема:Особенности общения и выбор профессии.

Занятие 58

Тема занятия: Особенности личности и выбор профессии

 

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков, иметь соответствующие индивидуальные способности и личностные качества. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Сейчас мы рассмотрим классификацию профессий по предмету труда. Выделяют пять основных видов, которые более подробно представлены в таблице 1

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

Человек- техника

Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых.

Человек- человек

Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми.

Человек- природа

Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.

Человек- знаки

Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др.

Человек - художественный образ

Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д.

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, предъявляют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

  1.  Профессиональные требования.
    • Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.
    • Системное видение производственных процессов.
    • Готовность к постоянному профессиональному росту.
    • Взаимодействие со специалистами других специальностей.
  2. Личностные требования.
    • Наличие личного и социального опыта.
    • Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.
    • Способность принимать решения в ситуации выбора.
    • Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.
  3. Социально- экономические требования.
  •  Знание информационных технологий.
  • Знание основ профилирующих предметов.
  1.  Творческие требования.
  • Творческое отношение к работе.
  • Знание методов инженерного и художественного творчества.

Также, особое внимание акцентируют на индивидуальных качествах человека, определяющих профпригодность специалиста.

Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

К основным индивидуальным качествам, влияющим на успешность профессиональной деятельности, являются качества, более подробно представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Основные индивидуальные  качества, влияющие на успешность профессиональной деятельности

Качества

Описание

Внимательность

Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.

Эмоциональная устойчивость

Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.

Общие характеристики поведения

Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.

Характеристики речи

Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии, связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны, ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания.

 Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др. ), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но, когда сформировались основные навыки, но, когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди, которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии, в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например, в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например, удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

 Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности нужно внимательно изучить личностные особенности, а затем сделать обдуманный выбор по выбору профессий.

 

 

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (08.04.2020)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar