Понедельник, 20.05.2024, 07:03
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Кружковая работа

Гендерные особенности выбора профессии

План занятия  кружка «Юный психолог».

Тема: Особенности общения и выбор профессии.

Занятие 59.

Тема занятия: Гендерные особенностей выбора профессий.

 

Понятие «гендер» — это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Содержание гендера — это полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах в поведении мужчин и женщин, о психологических особенностях представителей того и другого пола. В понятие «гендер» включают деятельность по организации ситуативного поведения в действиях, соответствующих категории принадлежности по полу.

Подростковый и ранний возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

Исследования Ю. В. Кобазовой показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Выбор профессионального пути человека определяется жизненными ценностями, которые и определяют профессиональную мотивацию.

Человек ещё с раннего возраста очень восприимчив к социальному воздействию. Общество создаёт определённую установку на разные виды деятельности, и даже готовит представителей разных полов к разным профессиям еще с ранних лет. При выборе жизненного пути и профессиональной деятельности, человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, окружающая среда, а также средства массовой информации. Чаще всего люди стараются выбирать профессии, соответствующие их гендерной роли.

Одним из основных факторов выбора профессии являются склонности, которые в некоторой степени определяются гендерной принадлежностью. Уже в раннем детстве отмечаются различия некоторых психологических характеристик, так, например, мальчики больше интересуются естественно-научными предметами, а девочки - гуманитарными. Различие интересов может объясняться разной направленностью на восприятие окружающего мира, а именно преобладанием тех или иных мыслительных процессов. Психометрические исследования показывают, что у женщин преобладает вербальный интеллект, а у мужчин - зрительно-пространственный.  На различия в характере умственной деятельности повлияли и эволюционные процессы. Критерии естественного отбора были разными для мужчин и женщин, и, возможно, чтобы выжить, им требовались различные способности. Наличие стойких гендерных различий в склонностях и способностях объясняет наличие разных интересов и предпочтений в выборе профессии.

Большое значение при выборе профессии играют мотивация, профессиональные и жизненные планы, притязание на общественное признание, которые также имеют гендерную окраску. При выборе профессии мужчины руководствуются такими факторами, как дальнейшая перспектива, возможность карьерного роста, высокая заработная плата, а главной мотивацией для них является стремление к власти и независимости. Для женщин, при выборе профессии, характерна большая эмоциональность, зависимость и ситуативность, а главная мотивация для них - это получить интересный опыт, быть социально значимой, взаимодействие с людьми. Следовательно, у мужчин доминирует профессионально-деятельностный аспект, а у женщин - социально-психологический. Более того, с возрастом у мужчин мотивация возрастает, а у женщин снижается, в связи с тем, что женщины стараются продолжать свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков.

Несмотря на то, что равные права и возможности получения профессий декларируются для обоих полов, исторически сложившиеся представления о сугубо "мужских" и "женских" профессиях часто влияют на выбор вида деятельности. В соответствии с традиционными представлениями женский труд чаще всего имеет обслуживающий характер, поэтому женщины больше в торговле, образовании, здравоохранении. Мужчины чаще заниматься политикой, управлением, государственными делами. Женщины неохотно идут в те сферы, где доминируют мужчины. С одной стороны, они бояться, что их будут считать менее женственными, с другой стороны, им придётся столкнуться с предвзятостью мужчин и дискриминацией. Трудовая дискриминация женщин, остается актуальным явлением в нашем обществе, большим приоритетам на рынке труда пользуются чаще мужчины.

В последнее время наблюдается изменение ситуации с гендерными стереотипами в выборе профессии, а именно расширение профессиональной деятельности женщин. Это связано с усилением женской самоактуализации, изменение жизненных ценностей и мотиваций. У женщин появляются новые приоритеты в достижении успеха. Однако, немаловажным фактором являются гендерные установки, социокультурные стереотипы поведения и даже если мужчина и женщина выбирают одинаковую профессию, стили поведения, формы деятельности, методы работы и цели могут быть разными. Таким образом, на выбор профессии влияют не только биологические, физиологические, социокультурные, но и даже эволюционные факторы, которые определяют способности человека.

Вопросы для размышления:

  1. Какие профессии по Вашему мнению являются только мужскими? Какие только женскими?
  2. Какие еще факторы, по Вашему мнению, влияют на профессиональный выбор старшеклассников?

     

     

Категория: Кружковая работа | Добавил: psixolog (08.04.2020)
Просмотров: 197 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar