Суббота, 27.04.2024, 21:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Тесты и методики диагностики

ЭКСПРЕСС – МЕТОДИКА ДЛЯ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
[ Скачать с сервера (1.69 Mb) ] 02.05.2017, 20:44

Психологическое обследование

 

Прежде чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться с представленными материалами специалистов (педагогическим, логопедическим, медицинскими). Изучается педагогическая документация: характеристика из школы или детского сада, рисунки, школьные тетради. По возможности необходимо выяснить у педагога или родителей дополнительную информацию о семье и специфике родственных отношений; обратить внимание на характеристику раннего развития ребенка.

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для данного ребенка вида и формы обучения.

В зависимости от анамнестических данных, особенностей развития ребенка, выявленных другими специалистами, строится основная гипотеза психологического обследования.

В соответствии с гипотезой психолог определяет необходимый диагностический инструментарий. Специалист должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, свести к минимуму количество используемых психологических методик.

В диагностическом альбоме предлагается набор методик (экспресс - методик), апробированных в течение длительного времени в областной ПМПК и традиционно используемых в практике психологического обследования детей. Предлагаемые методики обеспечивают исследование всего спектра высших психических функций детей дошкольного и школьного возраста и возможных нарушений их развития.

 

Схема психологического обследования

 

  1. Выявление знаний об окружающем мире.
  2. Особенности психического развития ребенка:

- особенности восприятия ребенка;

- особенности внимания;

- особенности развития памяти;

- развитие мыслительных операций;

3. Изучение личностных, поведенческих особенностей.

 

Во время процедуры психологического обследования психолог использует следующие методы психодиагностики: беседу, наблюдение, эксперимент, тестирование, изучение продуктов деятельности, изучение документации и др. В ходе обследования психолог обращает внимание на то, как ребенок принимает задание, обдумывает предстоящие действия, на критичность выполнения; на умение ребенка использовать помощь (мера помощи), самостоятельно выполнять задания по аналогии, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Вывод, сделанный психологом, обязательно должен быть соотнесен с мнениями других специалистов консультации.

 

І. Выявление знаний об окружающем мире

 

Задание №1.1 Беседа

Цель: определить степень сформированности знаний об окружающем мире, представлений ребенка о настоящем (возраст, адрес, место проживания, имя и отчество родителей, учителей и т.п.). Выявить уровень развития пространственно – временных представлений (времена года, их признаки, месяцы, дни недели и т.д.).

Оборудование: опросник (приложение)

Инструкция: вопросы, задаваемые ребенку, начинаются с простого и постепенно усложняются. В беседе с ребенком необходимо учитывать его возраст и диагноз. Не стоит задавать больше 5 – 7 вопросов одному ребенку.

Интерпретация: правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например «В году 365 дней, в високосном году 366», «У кошки на две ноги больше, чем у петуха». Ошибочные ответы «Мама Света», «Папа работает на работе».

 

ІІ. Изучение восприятия

 

Методика № 2.1 «Пирамидка»

Цель: выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль), состояние моторики.

Оборудование: пирамидка с кольцами одного цвета и пирамидка с разноцветными кольцами.

Инструкция: перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Дается задание: «Собери пирамидку». Если ребенок делает это безошибочно, предлагают вторую пирамидку с кольцами разного цвета. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо. Дай синее кольцо. Какого цвета самое большое кольцо, самое маленькое?»

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. С 4 лет дети собирают пирамидку с учетом величины колец, однако могут примеривать, прикладывать кольца с целью сравнения. К 5 годам дети пользуются способом зрительного соотнесения колец.

Дети с задержкой психического развития выполняют задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками. Проявляют интерес и понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.

Дети умственно отсталые с 3-4 лет проявляют интерес к игрушке (пирамидке), но не к заданию. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию, им необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. Как правило, у этих детей наблюдается неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев.

 

Методика № 2.2 «Доски Сегена»

Цель: изучить степень знакомства с основными геометрическими формами, уровень развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности ребенка к осмыслению новых способов действия.

Оборудование: доски I, II, Ш уровня сложности.

Инструкция: ребенку предлагаются доски в порядке усложнения. Дается задание: «Положи фигуру в соответствующее окошко». Дополнительные вопросы: «Покажи круг, квадрат», «Как называется эта фигура?» и т.д.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием с заданием справляются.

Дети с задержкой психического развития приступают к выполнению заданий самостоятельно, однако им может понадобиться помощь при работе с доской III.

Дети умственно отсталые (легкая умственная отсталость) понимают словесные инструкции и справляются с I доской. Им доступно зрительное сличение с пазом. Иногда нужен показ. Испытывают затруднения со II и III досками. Часто меняется характер деятельности: больше действий методом проб и ошибок, требуется организация работы и обучающая помощь.

Дети с умеренной умственной отсталостью не понимают словесную инструкцию. Им необходим показ, однако они не всегда справляются даже после 2-3 показов в работе с I доской. Задание со II и III доской не выполняют. Действия носят хаотичный характер. Во время захвата фигурок наблюдается неловкость.

 

Методика №2.3 «Почтовый ящик»

Цель: выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Оборудование: различные варианты «Почтового ящика».

Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительному соотнесению.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.

Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.

 

Методика №2.4 «Разрезные картинки»

Цель: исследовать способность ребенка к перцептивному моделированию, к смысловому и пространственному соотнесению частей и целого, т.е возможность синтеза на предметном уровне. Выявить сформированность наглядно - действенного и наглядно – образного мышления, комбинаторных способностей. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и горизонтали (Рис. 1)

Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются картинки из трех, четырех, пяти, шести частей, разрезанные по вертикали и горизонтали.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб. После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. Отмечается интерес к заданию.

Дети с задержкой психического развития начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам. Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-летнем возрасте; однако после показа способа действия (консультант сам собирает картинку, а затем разрушает её) ребенок выполняет задание. Составление картинки из трех, четырех, пяти, шести частей выполняют при организующей помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.

Дети умственно отсталые: с легкой умственной отсталостью понимают инструкцию и собирают картинку, разрезанную на 2-3 части. Сложные картинки собирают после двух-трех показов. При работе с картинкам из 4-6 частей наблюдаются беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывая их друг на друга, раскладывают на столе. Дети с умеренной умственной отсталостью часто не понимают устной инструкции. Им необходим показ, совместное выполнение. Правильно собирают картинку, разрезанную на две части по горизонтали. Составление картинок из 3 – 6 частей часто недоступно.

 

 

 

Категория: Тесты и методики диагностики | Добавил: psixolog
Просмотров: 729 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar